«энканто»/encanto (2021): хорошая музыкальная сказка

Сюжет

Мультфильм знакомит зрителя с большой семьёй Мадригаль, которая живет в закрытой от обычного мира деревушке Энканто в Колумбии. У нее серьезная и немного грустная предыстория.

50 лет назад Абуэла Мадригаль с мужем Педро и тремя новорожденными малышами вместе со всеми горожанами родной деревни была изгнана с родных краев (подразумевается гражданская война в Колумбии, начавшаяся в 60-е годы прошлого столетия, реальная историческая трагедия этой страны). Чтобы задержать негодяев и выиграть время для жены и детей, муж Абуэлы жертвует жизнью. В этот трагический момент от свечи Абуэлы появляется волшебство. Скорее всего, свеча — это божественное провидение, вступившееся за Мадригалов из-за подвига Педро, ведь свечи в Колумбии — это христианский символ Непорочного Зачатия, но прямых христианских или религиозных отсылок в мультфильме нет, что очень правильно.

Волшебная свеча мстит за убитого Педро, возводит вокруг беженцев непроходимые горы, а для Абуэлы и её детей создает волшебный разумный дом – Каситу. Кроме того все дети Абуэлы и их потомки по наступлению возраста 5 лет получают магические способности и отдельную волшебную комнату. Беженцы организовывают общину и называют свой новый дом Энканто, что в переводе означает «зачарованный».

Спустя 40 лет в поместье большой, многодетной и хлебосольной семьи Мадригаль произошло из ряда вон выходящее событие: новый член семьи – Мирабель не получила волшебного дара и комнаты. Магическая дверь в новую жизнь просто рассыпалась на глазах изумленных родственников и гостей! А спустя еще 10 лет Касита стала рушиться, и Мирабель, отчаянно желающая помочь родственникам, пытается спасти волшебство ради семьи. Однако для этого девушке придется погрузиться в тайны своих родных и узнать глубины своего волшебного дома.

Поскольку мультфильм перед нами семейный и в нем 10 основных персонажей, давайте поближе познакомимся с Мадригалами и разберемся в их родовом древе, после чего проанализируем воспитательную и смысловую составляющую произведения.

Концовка «Энканто» ниспровергает классические темы Кинокомпании Disney

«Энканто» опровергает идею о том, что проблемы можно победить либо с помощью романтической любви, либо с помощью физической силы. Ранние принцессы Disney всегда стремились найти настоящую любовь, и с годами она развивалась, чтобы дать главным героям больше свободы воли.

Затем более популярные принцессы кинокомпании, такие как Мулан, Эльза и Райя, добились своих побед благодаря своим особым навыкам в рассказывании историй, где сложные препятствия преодолеваются с видимым самосовершенствованием. Фильм полностью опровергает оба варианта. Фактически, картина делает прямо противоположное, поскольку Мадригалы учатся перестать полагаться на то, что делает их особенными.

Вместо того чтобы приобретать новые навыки по мере того, как они достигают непреодолимой вершины, они постепенно теряют свои способности и не могут ничего с этим поделать.

Мирабель не ищет настоящей любви. Она может делать то, что не делают другие, и она не становится непререкаемым героем для окружающих ее людей. Вместо этого она пытается сохранить способности других, и в конечном итоге ее принимают такой, какой она всегда была.

Что на самом деле означают видения Бруно?

Чтобы понять концовку мультфильма «Энканто», необходимо оглянуться назад на то, что пытались сказать видения Бруно. Как и всех родственников, свеча, которая питает дом «Мадригалов», наделила Бруно (Джон Легуизамо) особым даром, который он не мог выбрать или изменить.

Это означает, что, хотя все, что он предвидит, открыто для интерпретации, его видения до некоторой степени верны. Бруно предвидит, что Мирабель будет перед домом Мадригалов, когда он развалится, но он не увидел ничего, кроме этого.

Он знает, что Мирабель может либо уничтожить свою семью, либо спасти ее, но у него не было возможности выбрать что-то одно. Его предсказание просто осталось открытым для интерпретации.

Оглядываясь назад, можно было бы легко сказать, что дому Мадригалов было суждено развалиться, и что Мирабель всегда суждено было восстановить магию дома впоследствии, но поскольку нефритовые таблички, которые иллюстрируют видения Бруно, показывают два разных прочтения, ясно, что будущее не было высечено в камне.

Только после того, как Мирабель снова нашла Бруно в мультфильме и убедила его смотреть дальше, они увидели проблеск надежды в виде Мирабель, обнимающей Изабеллу. Следовательно, видения Бруно лишь частично намекают на более, чем одно возможное будущее. Стремясь к наилучшему результату, несмотря на то, что он не был гарантирован, хитрая и харизматичная Мирабель Мадригал смогла его достичь.

Значение желтых бабочек в мультфильме «Энканто»

Как и некоторые из лучших анимационных фильмов последнего десятилетия, «Энканто» позволяет заглянуть в богатое место, поп-культура которого не так широко известна, как следовало бы.

Помимо типичных ареп и, казалось бы, бесконечного многообразия цветов, в мультфильме присутствует важная достопримечательность колумбийской культуры — желтые бабочки.

Эти маленькие существа — один из самых известных символов в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества», где они олицетворяют сладко-горькую любовь, счастье и одиночество.

Соответственно, больше всего желтых бабочек появляется в «Энканто», когда Абуэла и Мирабель примиряются. Эта сцена следует за моментом, когда Мирабель больше всего чувствовала себя изгоем, но Абуэла дала ей понять, что любила ее и в те моменты, когда они думали, что все, что они ценили, ушло.

Мирабель всегда чувствовала себя одинокой из-за отсутствия у нее дара, несмотря на то, что у нее была большая семья, которая всегда была рядом, чтобы поддержать. Когда Мирабель наконец-то чувствует себя принятой, желтые бабочки появляются вдоль реки в облаке сладостно-горькой радости, как в романе «Сто лет одиночества» Гарсиа Маркеса.

О чем говорить с детьми после просмотра?

Если взрослые смогут оценить всю глубину тем, затрагиваемых произведением, то дети, скорее всего, больше обратят внимание на красивые песни, волшебство и некоторые приключения. Также им запомнится история главной героини, которая, не обладая уникальными способностями, сумела стать тем связующим звеном, без которого счастливая жизнь семьи могла закончиться

Поэтому после просмотра с детьми полезно обсудить особенности других членов семейства Мадригаль, раскрыв их характер и произошедшие по ходу мультфильма изменения. Также можно обсудить интересные факты, метафоры и символы в этой истории. К примеру, несколько любопытных моментов:

• У Бруно, видящего будущее, комната в виде песочных часов, и наполнена песком (символ утекающего времени). При этом его видение формируется в кусок стекла. А что такое стекло? Это, конечно же, закаленный песок. • У каждого героя на одежде вышиты символы его дара, а у Мирабель вышиты символы способностей всех членов семьи, что может натолкнуть на понимание её миссии. • В музыкальном номере «На самом деле» Луиза тащит на себе всё Энканто и даже нашу планету, но не выдерживает тяжести двери собственной комнаты – символа своего дара. Яркая метафора. • Все животные в мультфильме – реальные обитатели земель Колумбии. Туда же отсылка с мальчиком, который постоянно пьет кофе и потому очень активный, – в Колумбии действительно пьют крепкий кофе, как взрослые, так и дети.

«Энканто» и музыка

Студия, которая славится своими музыкальными анимационными лентами, в союзе с уже практически легендарным Лином-Мануэлем Мирандой — что может пойти не так? Тем более, что Миранда уже сотрудничал с Диснеем над «Моаной» и даже получил свою номинацию на «Оскар» за лучшую оригинальную песню.

Сами по себе песни, кстати, очень симпатичны. Они запоминаются (я напеваю парочку себе под нос уже второй день), мелодии так и брызжут латиноамериканским колоритом, а сами сопровождающие сцены потрясающе красиво сделаны.

Чтобы понять, где же у «Энканто» произошла осечка, нам надо отмотать время назад, в 1989 год – к первому хиту эпохи ренессанса компании «Дисней», великой и ужасной «Русалочке». Тексты к песням сочинял уже получивший успех своими театральными работами Ховард Эшман, он же давал много советов режиссёрам по поводу интеграции песен в повествование, которыми на студии пользовались даже после его смерти. Основное правило Эшмана — песня должна начинаться тогда, когда для передачи захлёстывающих чувств уже не хватает слов. И это правило тут не просто нарушено, а попрано ногами.

Получается, что претензия в первую очередь не к Миранде как к автору песен, а к сценаристам и режиссёрам, которые не смогли логично к ним подвести. Потому что песни в «Энканто» начинаются тогда, когда им хочется, без какой-либо эмоциональной подводки или обоснования. Персонажи спокойно говорили — персонажи начали петь. За этим почти физически больно наблюдать.

И совершенно ситуации не помогает текстовое разнообразие, которое специалист по рэпу Лин-Мануэль Миранда так любит использовать даже в традиционных песнях. Чем оно плохо? Тем, что как бы ни старались локализаторы, качественно адаптировать на русский язык это просто невозможно. Они правда старались. Но это невозможно.

Маленькое чудо

На фоне того, что у нас сегодня обычно выпускают в кинотеатры, надежды были не очень велики. Тут ведь как: или посредственная поделка, или паразитирование на классике, или попытка впихнуть в зрителя абсолютно неуместную прогрессивную повестку о чьих-либо правах.

Вот почему от меня «Энканто» получает 9/10 баллов на «Кинопоиске». Очень и очень хороший, качественно сделанный фильм:

  • множество персонажей;
  • типажи для каждого типа зрителей;
  • красивые песни;
  • проработанная история;
  • стремление научить хорошему.

Даже второстепенные герои вызывают симпатию и участвуют в сюжете, причём не на уровне декораций. Дети могут найти сходство с одним из таких персонажей, и на его примере справиться со своими проблемами. Мультик не только развлекает, но и показывает положительный пример!

Не говоря уже о том, что картинка красочная, но не бьёт по глазам. Песни забавные, но с глубоким смыслом. Герои утрированные, но без перехода в буффонаду. И хотя главный конфликт, на мой взгляд, немного скомкан, но даже он разрешается логично и адекватно всему показанному ранее.

В общем, смело смотреть семьёй: никакой пропаганды или чего-то такого не увидите. Только хороший мультик!

#энканто #2021 #мультфильм #disney #обзор

P. S. Большинство созрителей сошлось во мнении, что песни лучше в английском варианте (на YouTube можно послушать). Так что, когда будет возможность, отдайте предпочтение версии с субтитрами: чтобы не потерять смысл.

Формула «Диснея»

С тех пор, как компания Микки Мауса поглотила «Пиксар», они постоянно пытаются перенять пиксаровскую формулу раскручивания зрителей на эмоции. Там — обязательный комический элемент, тут — экшн-погоня. И обязательное присутствие Той Сцены.

Вы знаете, о чём я говорю. Та Сцена, в которой звучит печальная музыка и рассказывается короткая история внутри истории, из-за которой мамочки в зале начинают хлюпать носами, а у детей образовываются эмоциональные травмы на всю оставшуюся жизнь. Да, «Вверх» и «Тайна Коко», я говорю про вас.

В «Энканто» Та Сцена присутствует, но в одной из своих самых неинтересных и банальных ипостасей, поскольку ты сразу понимаешь, на что она направлена, и заранее к ней готов. Поэтому слезинка по щеке скатиться может, но рыданий в три ручья (как после «Коко») не получается.

«Энканто» — на удивление очень камерная история, поэтому сценаристы пытаются взять нас интересными допущениями или взаимодействием между персонажами. Однако в итоге очень многое кажется притянутым за уши или просто бессмысленным.

В принципе большинство претензий можно выдвинуть именно к сюжету. Большинство — но не все.

Настройки «Энканто» на продолжение

Магия Каситы восстановлена, а у Мирабель все еще отсутствуют особые способности, поэтому за анимационной историей «Энканто» сложно следить. Что делает Мирабель особенной, так это то, что она ничем не примечательна, поэтому преподнесение ей особого дара будет похоже на предательство сюжетов первого фильма.

Следовательно, прямое продолжение не должно полностью изменить концовку «Энканто», а должно развить один из многих сюжетов повествования, которые представил фильм.

Дурная репутация Бруно как паршивой овцы в семье доказала, насколько легко для нового родственника (или давно потерянного) использовать свой дар во зло, что может заставить Мадригалов сблизиться и защитить источник своей силы.

Появление внешней угрозы миру Мадригалов также является вероятной возможностью — более чем один сосед, должно быть, видел, насколько опасными они могут быть, если потеряют контроль над своими силами.

«Энканто» может стать обширной франшизой со спин-оффами, которые глубже погрузятся в жизнь каждого Мадригала. Умение Антонио разговаривать с животными и обретенная независимость Изабеллы — это лишь две из историй с наибольшим потенциалом.

Сериал-спин-офф «Энканто», который выйдет на канале Disney +, также может исследовать ранние годы Джульетты, Бруно и Пепы и показать, как они адаптировались к своим особым дарам без чьей-либо помощи.

Хотя анимационный фильм «Энканто» явно не содержит намеков на продолжение истории Мадригалов, есть несколько повествовательных нитей, которые могут быть расширены в процветающую франшизу.

Чем Мирабель отличается от большинства принцесс Кинокомпании Disney?

Как и большинство принцесс Кинокомпании Disney Мирабель чувствует сильную связь со своим домом, но борется с чувством неполноценности. Но вопреки классическим образам диснеевских принцесс, которых заставляют отправляться в новое путешествие после того, как они доказали свою значительность, Мирабель будет иметь процветающую жизнь в том же доме, в котором она прожила всю свою жизнь, с одними и теми же людьми и с одним и тем же образом жизни.

Ее путь заключается в том, что она научилась мириться с тем фактом, что у нее нет того, что есть у всех остальных. Еще одна уникальная особенность «Энканто» заключается в том, что в фильме нет классической фигуры злодея.

Мирабель приходится иметь дело с благими намерениями, но чрезвычайно завышенными ожиданиями Абуэлы, но Абуэла искренне желает лучшего для своей семьи и никогда не совершает коварных поступков против кого-либо из своих родственников.

Вдобавок в «Энканто» авторы следуют недавней тенденции Кинокомпании отказаться от классической темы «настоящей любви», поскольку Мирабель не только не едет любоваться закатом с Прекрасным Принцем, но и не испытывает никакого романтического интереса ни к одному герою фильма.

Традиционная сказка

На самом деле, эту картину меня долгое время уговаривали посмотреть: уж очень человека зацепили песенки, выкладываемые на YouTube. А они ведь не простой набор слов, но – часть истории, рассказанная в музыкальной форме. Можно сказать, «Энканто» хотя бы отчасти является мюзиклом.

Но вообще, хочется похвалить студию Disney за в кои-то веки попытку вернуться к традиционной концепции, когда персонажи яркие и весёлые, все поют. А в конце обязательно какой-нибудь полезный урок. У нас же все составляющие семейной мультипликации есть:

  • любящая семья;
  • трогательная главная героиня с особенностью;
  • внутренний конфликт;
  • преодоление себя и обстоятельств;
  • красочный финал.

И не стоит пугаться упоминания прогрессивности. Здесь она специфическая. Во-первых, сюжет основан на (могу ошибаться) какой-то колумбийской легенде. То есть, персонажи изначально соответствуют новым критериям подачи заявки на премию «Оскар».

Во-вторых, главная героиня – женщина, как и большинство членов семьи. При этом не стоит вопрос о поиске принца, поэтому происходит уход от канона «принцесса в беде», но без перехода в радикальные феминистские сюжетные повороты.

В-третьих, при всех перечисленных особенностях отсутствуют попытки насильственной модернизации. Вспомните мультсериал о русалочке Ариэль, например: куча приключений, но при этом никаких экстравагантных выходов или попыток найти себе супруга. Вот, примерно в этом духе нарисовали «Энканто».

https://youtube.com/watch?v=eY9ZZyEc0CQ

Уровень анимации недосягаем

Нам пора бы уже привыкнуть к тому, что то, что творят «Дисней» и «Пиксар» в плане 3D-анимации, просто уму непостижимо. Каждый раз ты думаешь, что лучше уже не будет, и каждый раз они находят способ тебя удивить.

Чем на этот раз они решили нас потрясти? Помимо нескольких захватывающих дух сцен, так или иначе относящихся к волшебству, в «Энканто» мы получаем фантастическую анимацию персонажей. Каждый из них выразителен, каждого из них можно узнать и отличить чисто по характерным движениям или мимике.

Единственная придирка, которую как-то ещё можно себе позволить в плане визуала – это сама стилистика, в которой изображены персонажи. Одинаковыми огромными глазами каждой модельки мы пресытились ещё с «Холодного сердца». Эта повторяющаяся из фильма в фильм характеристика не мешает, но лишает происходящее идентичности.

Преодоление себя

Мои созрителям понравился музыкальный мультфильм. Звучали даже фразы в духе «думал, будет хуже»: уж не знаю, на что рассчитывали. Правда, появился один молодой человек, начавший активно рассказывать про «засилье матриархата и продвижение деструктивных ценностей», но это от безделья.

Вообще, перед нами история семьи, которую выстроила мать-одиночка после гибели супруга. И города, возникшего уже вокруг домика этой семьи. А каждый персонаж – попытка отразить какую-то из «неуверенностей».

Почтенный матриарх

В лице основательницы семьи зрители видят властную женщину, которая всё держит под контролем. Однако вся её суровость – попытка избежать очередной трагедии, нежелание, чтобы дети и внуки пережили такие же лишения, как сама бабушка Альма.

Непутёвый сын

Бруно – фактически, единственный значимый для сюжета мужской персонаж. И через него показывают, как непонимание окружающих заставляет людей с благими намерениями дистанцироваться от общества. Довольно трагический образ, но запоминающийся.

Ответственная сестра

Луиза демонстрирует ситуацию, когда на кого-то возлагают завышенные ожидания. Настолько большие, что человека начинает угнетать боязнь не удовлетворить чьи-то запросы. Пусть это и кажется глупым.

Красивая сестра

И хотя Изабелла отличается от Луизы визуально и способностями, у неё та же проблема: девушка всеми силами старается помочь семье и окружающим. Вот только стресс проявляется не слезами или нервным тиком, а подавляемой агрессией, депрессией.

Главная героиня

Мирабель – наиболее универсальный образ «особенного» ребёнка. Вот только достигается этот образ… отсутствием особенностей. Единственный человек в семье волшебников, кого обделили магическими способностями. Именно от этого отталкивается её внутренний конфликт.

Мирабель учит зрителей оптимизму, умению находить компромиссы и не останавливаться, если стремишься достичь какой-либо цели. Максимально качественный персонаж с точки зрения воспитательной составляющей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинодворик Звездова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: