Смысл фильма
«Чужой: Завет» – прямое продолжение «Прометея». Оба фильма несут в себе одну идею конфликта творца и его творения.
В «Прометее» Питер Вейланд возомнил себя равным «богам» – «инженерам». Ещё бы! Он глава могущественной корпорации, в руках которого находятся самые передовые технологии. Вейланд посчитал, что имеет право просить даже о бессмертии. Такая наглость глубоко оскорбила «инженера»: даже не сама просьба, а тот факт, что презренный человек осмелился сотворить себе подобного – андроида.
На самом деле и «инженеры», и сумасшедший андроид – отражение образа современного человека. Мы овладеваем технологиями, гордясь и думая, что это делает нас венцом творения. Мы всё дальше уходим от своей природы. В нашей жизни появляются суррогаты – заменители. «Инженеров» это привело к тому, что даже естественный процесс размножения превратился в страшный извращённый ритуал, а сами гуманоиды утратили половые признаки. Люди во вселенной Ридли Скотта неумолимо движутся в том же направлении. В этом мире уже нет естественных родов – есть выращивание эмбрионов с помощью машин, а сексуальные отношения приобретают всё более свободный характер (во всех трёх фильмах, а также в вырезанных сценах и короткометражках на это есть намёки).
Кармен Эджого в роли Карин, Эми Саймец в роли Фарис. Кадр из фильма.
Дэвид самозабвенно и скрупулёзно создаёт совершенное существо, даже не осознавая, что рождает настоящих чудовищ. Он жаждет творить жизнь, но несёт смерть. Эта жажда отражена как на духовном уровне (извращённые произведения искусства), так и на физическом – на сексуальном. Не просто так показан поцелуй Дэвидом Уолтера и попытка андроида изнасиловать Дэниэлс. У него нет половых органов и по сути такое поведение является некой сублимацией (вспомним фильм 1979 года и андроида Эша, пытающегося засунуть эротический журнал в рот Рипли).
Дэвид утверждает, что способен на настоящую любовь, но подвергает свою «возлюбленную» Элизабет Шоу настоящим пыткам. Стремясь постичь прекрасное, андроид превращается в жестокого маньяка-убийцу.
Всё это лишь часть скрытого смысла, заложенного режиссёром. Трактовки могут быть разными в зависимости от того, за какую часть сюжета произведения мы берёмся. Например, противостояние Дэвида и Уолтера похоже на противостояние независимого творца и ограниченного в творчестве ремесленника. Наверняка Ридли Скотт проводит параллель со своими внутренними субличностями: одна жаждет творить невзирая на ограничения, другая вынуждена подчиняться воле продюсеров и зрителей.
Кадр из фильма.
Если же искать главную мысль, заложенную в фильме, достаточно проанализировать, что в нём произошло. А случилось вот что: представители человечества, охваченного благодаря технологиям верой в собственную неуязвимость и величие, стали жертвой своего же детища. Более сильная (в широком смысле) особь уничтожила более слабых – собственных создателей.
К сожалению, Ридли Скотт посчитал дополнительные разъяснения излишними. Из-за этого у зрителя складывается совсем другая картина: недалёкие представители человечества стали жертвами собственной поразительной глупости.
Подлые махинации Дэвида
Скотт, похоже, решил, что Дэвид (андроид Майкла Фассбендера) был, безусловно, самым интересным в «Прометее». Он является одновременно и монстром Франкенштейна, и самим Франкенштейном. В «Завете» он играет ключевую роль. Мало того, что андроид убил бедную Элизабет Шоу (Нооми Рапаса), так он еще уничтожил население целой планеты — инопланетную расу, на которую намекали в «Прометеи», возможно, помогла создать человечество. Дэвид разлил на них черную липкую субстанцию и населил планету жуткими тварями. В разговоре с Уолтером, судя по всему, Дэвид уговаривает его вместе с ним уничтожить всех людей, в которых он разочаровался.
«Благослови меня, отец
». Дэвид (Майкл Фассбендер) и изобретатель Вейланд (Гай Пирс) в прологе к «Чужому: Завет»
.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Чужой: Завет — первоначальный сценарий был другим!
Ксеноморф пробрался на борт корабля, находясь в теле одного из членов экипажа, на лице которого всего несколько минут повисел фейсхайггер. Видимого, этого оказалось достаточно, чтобы эмбрион Чужого попал внутрь героя. Дэниэлс и Теннесси сумели убить ксеноморфа с такой легкостью, словно посмотрели все предыдущий фильмы о Чужих и знали, что надо делать (вытолкать гада в открытый космос, конечно же).
Логика концовки вполне ясна. Дэвид скорее всего убил Уолтера, отрезал себе руку и поменялся с близнецом одеждой. Затем Дэвид отправился на «Завет», неся в животе капсулы с эмбрионами Чужих.
И все же последствия этого кульбита гораздо более увлекательны, чем можно подумать. В сущности, Дэвид завершил цикл, который начался с греческого мифа о Прометее.
Рабочим названием «Чужого: Завет» было «Чужой: Потерянный рай». Это дань уважения огромной поэме Милтона «Потерянный рай», которая рассказывает о изгнании Люцифера с небес, а Адама и Евы — из Эдемского сада. Как ни странно, Люцифер — самый трагичный и интересный персонаж поэмы.
Как говорит Дэвид, он счастлив быть дьяволом в этой истории. Как и Люцифер он объявляет войну Богу (своим создателям).
«Завет» делает следующий шаг — Дэвид знает, что Питер Вейланд и человечество в целом являются его создателями. Также и Инженеры являются истинными богами людей.
1992: Дэвид Финчер подарил нам противоречивый триллер
«Чужой 3», снятый в 1992 году, разочаровал публику. В этом не было ничего удивительного. Фильм «рождался» в муках: долгое время не могли утвердить окончательный сценарий, часть построенных декораций в итоге не пригодилась, студия отказалась от наработок Ганса Гигера. Дошло до того, что у режиссера Дэвида Финчера не сложились отношения с продюсерами, и он досрочно покинул проект. В итоге монтаж картины длился около года (!).
История получилась слишком мрачной. Абсолютное чувство безысходности, тягучая атмосфера, и отсутствие хэппи-энда расстроили фанатов серии. Режиссер сделал акцент на психологической составляющей фильма, зрители жаждали большей динамики и были расстроены гибелью персонажей из предыдущего фильма.
Структура библейского мифа
Основные понятия, которые присутствуют в изначальной структуре библейского мифа и которые нас сейчас интересуют, – это Бог, Сатана и Человек. У этих персонажей есть определенные роли:
Бог – это Творец и Создатель по преимуществу. Сатана – это создание, восставшее против Творца. Обозначим его роль как «бунтарь». Человек – это создание, созданное по образу и подобию Творца. А раз так, то он наследует от создателя функцию творца.
Это – те категории, с помощью которых мы в течение тысячелетий осмысляем действительность и, грубо говоря, задаем сценарий наших с ней отношений.
Но если в древности и в Средние века понятия Бога и Сатаны понимались объективно, то начиная с Нового времени, они постепенно опускаются до уровня человеческих субъективных идей, которым в реальности ничто не соответствует. То есть, исходный библейский миф модифицируется, но система категорий остаётся та же, а опустошенные понятия требуют своего заполнения.
То есть, Богу и Сатане было отказано в реальном бытии, но сами категории остались, и человек пытается спроецировать их на то или иное явление.
Так, понятие Бога-творца навешивается то на самого человека, то на природу, то на гипотетических пришельцев. Соответственно, и бремя Сатаны как источника зла тоже приходится нести либо самому человеку, либо проецировать его на что-то внешнее.
И вот, создавая искусственный интеллект, человек западной культуры, так или иначе, отождествляет себя с творцом, создающим нечто по своему образу и подобию, т.е. проецирует на себя функцию Бога-творца. А находясь всё в той же системе категорий, заданных библейским мифом, человек бессознательно относится к своему творению как к потенциальному противнику, готовому восстать против своего создателя.
Таким образом, допустимо предположить, что, двигаясь в русле современного мифа о человеке-творце и бунтующем создании, наша культура сама себе создаёт свой, так сказать, «жизненный сценарий», сама провоцирует свою участь.
И современный кинематограф как выразитель современной мифологии, позволяет нам, с одной стороны, этот сценарий разглядеть, но в то же время укрепляет его, если он нами не осознаётся.
Можно сказать, что последние фильмы Ридли Скотта – Прометей и Чужой: Завет — являются предупреждением об опасности, исходящей от спонтанного и бесконтрольного развития высоких технологий. Но ирония в том, что и сама опасность, и предупреждение о ней порождены нашим отношением к действительности, обусловленным одним и тем же современным мифом о человеке-творце и бунтующем творении.
Объяснение концовки
Многие зрители ругают режиссёра за финальный твист, который с самого начала был очевиден. И действительно, зная, что Дэвид и Уолтер на одно лицо, было ясно, что первый в какой-то момент займёт место второго.
Однако такая интерпретация смысла концовки фильма «Чужой: Завет» устраивает далеко не всех. Есть несколько существенных несостыковок. Например, как Дэвид смог так быстро заменить свою руку на поражённую руку Уолтера? И зачем ему было имитировать шрам на лице, полученный во время схватки, свидетелем которой не был ни один из членов экипажа? А вот шрама, который он получил в результате борьбы с Дэниэлс (удар гвоздём в подбородок), у Дэвида почему-то нет. Нет и повреждения речевого аппарата от удара Уолтера.
С другой стороны, андроид в финале воспользовался кодом доступа Дэвида, значит это всё-таки Дэвид и есть? И да, и нет. Вероятно, режиссёр хотел показать, что Уолтер был всё-таки соблазнён Дэвидом и андроиды слились воедино. Возможно, первый отдал второму свою синтетическую оболочку. Иными словами, объяснение концовки в том, что перед нами в конце предстаёт тело Уолтера, «впитавшее» сознание Дэвида.
Альтернативная концовка (расширенная режиссерская версия)
В расширенной версии, которая длиннее театралки на 7 минут из-за вошедших в нее некоторых, вырезанных изначально, фрагментов, «Бэтти» все же села на Землю. Тут красоты земные не показывались, а разговор между Рипли и роботом Колл состоялся уже после посадки на планету, которая была произведена в районе руин города Париж.
По всему ясно, что в этой версии на Земле произошла катастрофическая по своим масштабам война. И разговор, поэтому, между собеседницами сложился несколько иначе. Вопрос Колл: «Что мы будем теперь делать?», как и знаменитый ответ Рипли, тут тоже под конец присутствуют. Но до этого здесь присутствует вопрос о военных. Давайте глянем.
Как мы видим, диалог схож, но…
Символы
Прежде чем раскрыть суть фильма «Чужой: Завет» рассмотрим некоторые его символы. Благодаря им многое уже станет ясно.
В самой первой сцене, где Дэвид разговаривает с Питером Вейландом, мы видим несколько предметов: картину «Рождество» Пьеро дела Франческо, статую «Давид» Микеланджело, кресло Карло Бугатти, рояль «Steinway». В чём здесь символизм? Прежде всего эти предметы являются одними из лучших образцов человеческого творчества, также как и андроид.
Картина «Рождество» посвящена рождению особенного человека, что намекает на некую избранность Дэвида. Этот особенный Иисус Христос, сын господа и мессия, а согласно мифологии фильма – сын и представитель «инженеров».
Будущий Царь Иудеи и Израэля Давид, изображённый Микеланджело – персонаж Ветхого Завета Библии. Он сосредоточен на предстоящей битве с великаном Голиафом (тут может быть ассоциация с великанами-«инженерами»). Его ждёт победа. Андроид берёт себе имя этого величественного персонажа.
Необычное кресло Карло Бугатти очень напоминает трон воинственного царя.
На рояле «Steinway» Дэвид играет «Вход богов в Вальгаллу». Эта же музыка будет звучать и в финале фильма. Это концовка оперы «Золото Рейна». К этому моменту по сюжету произведения боги отвергли людей, которых сочли жестокими, алчными и слабыми, и отправились в свой небесный чертог. Шествие их, скорее, трагично, чем торжественно. Ведь они такие же как отвергнутые ими люди и их ждёт незавидная участь. И в «Прометее», и в «Чужой: Завет» речь идёт об «инженерах», людях и андроиде, которые возомнили себя богами, но непременно будут (или уже) уничтожены своими же творениями. Музыка немецкого композитора Вагнера, создателя «Золота Рейна», вдоховляла нацистов, сам он был антисемитом. Дэвид тоже занимается селекцией идеальных и уничтожением несовершенных с его точки зрения существ – по сути, станет фашистом.
Демиан Бичир исполнил роль Лоупа, Натаниель Дин сыграл роль Халлета. Кадр из фильма.
Беседу с Уолтером Дэвид начинает цитатой из произведения Джеймса Монтегю «Ты свистни – тебя я не заставлю ждать». Герой рассказа, молодой учёный находит свисток, когда-то принадлежавший тамплиерам (христианский духовно-рыцарский орден), и вызывает страшного призрака.
Из жилища Дэвида в скалах ближе к развязке открывается вид, напоминающий картину Арнольда Бёклина «Остров мёртвых», которая очень нравилась Адольфу Гитлеру. Она даже была в его коллекции. Ну, и, конечно, планета Рай после появления на нём Дэвида стала настоящим «островом мёртвых». Картины Бёклина любил и использовал в своём творчестве Ганс Руди Гигер, изначально придумавший образ «чужого» для фильма 1979 года. Кстати, изображение выпотрошенного тела Элизабет Шоу в фильме – оммаж на портрет музы и любовницы Гигера Ли Тоблер.
Любуясь пейзажем «острова мёртвых», Дэвид зачитывает отрывок из сонета «Озимандия». Он считает автором произведения Байрона, хотя на самом деле это Шелли. Первый покорил читателей своим «мрачным эгоизмом». Второй – также автор романа «Франкенштейн, или современный Прометей». В нём учёный постиг тайну зарождения жизни и научился оживлять материю. В результате экспериментов появляется чудовище, которое люди ненавидят за уродство, и который с целью мести начинает преследовать своего творца. И «Прометей», и «Чужой: Завет» во многом ссылаются на это произведение.
Сам сонет «Озимандия» посвящён наполовину погребённым остаткам статуи фараона и противопоставляет горделивые слова правителя его нелицеприятному образу. Дэвид – такой же фараон, в мыслях и на словах стремящийся к величию, а на деле чудовище, несущее смерть.
Кадр из фильма.
Объяснение концовки фильма
После битвы на поверхности планеты Дэниелс Кэтрин Уотерстон и Теннесси Дэнни Макбрайда — двое из шести выживших после злополучных событий фильма. К сожалению, ксеноморф тайно пробрался на корабль, и теперь двум людям не справится без помощи Уолтера – ещё одного андроида, созданного по образу и подобию Дэвида все тем же Питером Вейландом, но с менее эмоциональным по отношению к человеческой расе.
И вот в самом конце фильма, как раз когда Дэниелс возвращается в криосон, Уолтер показывает, что на самом деле он Дэвид, сообщая нам, что в битве между андроидами-близнецами победил не положительный из них.
В итоге Дэниелс засыпает, а Дэвид извлекает из себя два эмбриона ксеноморфа, помещая их в лотки со всеми человеческими зародышами, которые будут использованы для колонизации первоначального места назначения «Завета» — пригодной для жизни планеты Оригае-6. Это заставляет задуматься над одним большим вопросом: как Дэвид сумел попасть на борт корабля.
Очевидное решение заключается в том, что Дэвид выиграл бой со своим двойником Уолтером в похожем на пещеру жилище, в котором происходит значительная часть действий фильма. Все, что потом ему потом потребовалось, — это смена костюма, быстрое изменение акцента и, конечно же, потеря руки таким же образом, как у Уолтера.
Как только Дэвид наденет свою маскировку, он сможет легко пробраться в ряды «Завета» и саботировать события именно так, как сочтет нужным. Технически, это не должно быть такой уж большой натяжкой, поскольку андроид может внести почти все изменения, необходимые для того, чтобы осуществить такой обман.
В конце концов Дэвид символизирует не безжалостное зло с леденящей душу целью уничтожения каждого живого существа, которое встанет у него на пути, а чудовищное творчество, которое зашло за привычные рамки настолько далеко, что превратилось в настоящий геноцид.
Не влезай – убьёт!
Первое самое главное, о чём сообщает нам не только этот фильм, но и все другие фильмы цикла про Чужих – это то, что людям в космос соваться не стоит… Вспомните, какая оптимистичная была научная фантастика в Советском Союзе. Но Запад экранизирует фильмы, которые отпугивают людей от космоса. Современный историк и социолог-аналитик Андрей Ильич Фурсов неоднократно высказывался о том, что Запад на рубеже 70-60-х гг. прошлого века поставил себе цель «вырубить «культурный оптимизм» 1960-х годов», чтобы затормозить развитие общества во всех сферах, включая космическую. Это нужно было для того, чтобы запустить деиндустриализацию, которая позволит решить политические, экономические, демографические, экологические и другие проблемы. Первый «Чужой» появляется в 1979 году. Съёмки шли около года. Написание и согласование сценария и другие моменты также осуществлялось за какой-то срок до начала съемок. Поэтому создание первого «Чужого» вполне вписывается в начало глобальной идеологической кампании по «вырубанию оптимизма».
В этом смысле «Чужой» 1979 года спорит со «Звёздными войнами» 1977 года, которые были ещё порождением этого оптимизма 60-х. В «Звездных войнах» бравые демократичные повстанцы в огромном уже успешно освоенном людьми космосе борются с тоталитарной империей и «Сила» и правда на их стороне. И всё вполне оптимистично.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Чужой: Завет — когда происходят события фильма?
Новой идеей авторов «Завета» стали занятия Дэвида инопланетной генетикой, в результате которых он создал первого ксеноморфа. Это Дэвид спроектировал яйцо, в которое неосмотрительно заглянул капитан Орам.
Дэвиду пришлось столкнуться со своим близнецом-андроидом Уолтером, который, даже лишившись руки, оказывается сильнее Дэвида.
«Будь слугой в раю или царствуй со мной в аду!», — говорит Дэвид Уолтеру. Затем Уолтер делает выбор и между андроидами начинается бой. В следующей сцене лже-Уолтер бежит к кораблю «Завет» вместе с Дэниэлс и другими выжившими. Вряд ли многие зрители были удивлены, когда Уолтер вдруг оказался Дэвидом. Очень уж взволнованно лже-Уолтер следил за схваткой своего детища (ксеноморфа) с Тенесси и Дэниэлс. Очевидно, Дэвиду было любопытно узнать, сможет ли его создание победить тех, кого андроид считает низшей расой.
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Создание[]
Первоначально предполагалось, что вторую часть фильма «Прометей» также будет режиссировать именитый маэстро Ридли Скотт, а запланированный год выхода указывался, как 2014, однако в силу разноплановых причин, режиссер отошел в эшелон продюсеров фильма, а выход фильма был отложен на неопределенный срок.
Первоначальный сценарий будущего фильма был написан еще к октябрю 2013 году Джеком Пэгленом, однако компания Fox отложила производство на неопределенное время.
В марте 2014 года было объявлена дата выхода будущего сиквела к «Прометею» — март 2016 года, а также приглашён новый сценарист для доработок сценария — Майкл Грин, и, к радости почитателей таланта Ридли Скота, ещё было подтверждено, что он таки возвращается в проект в качестве режиссёра.
В мае 2014 Ридли Скотт был замечен в Австралии на VIP-туре по студийной площадке 20th Century Fox в Сиднее, а также в поиске открытых локаций для своего предстоящего фильма. Указывалось, что производство сиквела должно было стартовать осенью того же года.
В августе 2014 года режиссёр уведомил, что сценарий готов, утвержден и бюджет на него выделен, однако намекнул о переносе съёмок фильма на более поздний срок из-за своей загруженности проектами «Марсианин» и «Бегущий по лезвию 2049».
В сентябре 2015 года работа на сиквелом «Прометея» была возоблена, и были оглашены важные три новости:
- Начало генеральной съемки назначено на февраль 2016 года.
- Учитывая фильм 2012 года, Ридли Скотт планирует создать трилогии (или даже квадрологию), которая состыкуется с фильмом 1979 года.
- Cиквел «Прометея» официально получил название «Чужой: Потерянный рай», что Ридли объяснил сноской к эпической поэме Джона Мильтона «Потерянный рай» (англ. «Paradise Lost»).
В ноябре 2015 года в коллектив создателей фильма был приглашён третий сценарист — Джон Логан, указана изменившая дата выхода сиквела — май 2017 года, объявлен официальный синопсис и снова изменено название фильма на «Чужой: Завет». Начало пре-продакшена было объявлено на конец декабря, тогда как съёмка планировалась к старту в апреле 2016 года.
К концу февраля 2016 года была сформирована команда актёров и изменена официальная дата выхода фильма — 4 августа 2017 года (для Америки).
Генеральная съёмка фильма началась в конце апреля 2016 года, и была окончена в ночь на 14 июля 2016 года, работа над фильмом перешла в стадию пост-производства. Следите за новостями и деталями на главной странице блога.
В концу 2016 года было объявлено о включении Джеймса Франко в актёрский состав фильма и переносе премьеры на 18 мая 2017 года (Россия) и 19 мая (США).
Имя режиссёра Данте Харпера появилось в титрах фильма в начале марта 2017 года.
Сомнительные сценарные решения
Кадр из фильма «Чужой: Завет»
Спустя годы после событий «Прометея» колониальная экспедиция команды корабля «Завет» с 2000 людей на борту отправляется к новой планете с целью сделать ее своим домом. Однако в пути с космическим судном сперва происходит инцидент, который приводит к смерти капитана. Затем корабль получает сигнал о том, что на находящейся совсем поблизости планете есть люди и она вполне пригодна для жизни. Новый капитан и экипаж принимают решение испытать удачу (2000 людей на борту!) и не лететь еще множество дней к первоначальной цели. Внезапно (на самом деле нет) этот выбор приводит к печальным последствиям. Герои прибывают на планету, где им предстоит столкнуться со смертоносными существами и еще более зловещим андроидом.
Если брать в расчет только важнейшие события сюжета, то особых претензий к нему не возникает. Но при хоть немного более подробном рассмотрении сразу начинают бросаться в глаза странные с точки зрения логики и ряда других аспектов решения. Например, удивляет, как легко команда профессионалов, получив данные, которые с трудом можно назвать достаточным для риска тысячами жизней аргументом, решает не входить очередной раз в состояние искусственного сна, отклониться от намеченного маршрута и испытать удачу. Такие эмоциональные порывы, которым почти никто из экипажа не противится, вызывают неловкое чувство, будто авторы истории не старались выстроить причинно-следственную связь на должном уровне. Еще один пример. Сценаристы делают почти весь экипаж корабля любовными парочками. Очевидно, что таким незатейливым образом авторы попросту упрощают себе жизнь, так как личный интерес может отразиться (и, представьте себе, отразится) на будущем некоторых пассажиров корабля.
Кадр из фильма «Чужой: Завет»
Аналогичных спорных или натянутых сценарных решений в фильме достаточно много. Когда речь идет о серьезной фантастике, такие моменты рушат всю эту серьезность на корню. Наверное, выходом из ситуации будет временное отключение логики, однако сделать это не получается. Ко всему прочему сюжет предсказуем и не удивляет. Те повороты, которые задумывались как неожиданные, на деле угадываются за пару десятков минут до того, как им суждено произойти. В итоге мы имеем довольно средний сюжет с обилием как минимум сомнительных сценарных решений.
Новая ступень эволюции.
Это любимая тема фантастов – ведь андроиды, синтеты – это передовые технологии человечества, это искусственный самообучающийся интеллект, это превосходство по всем параметрам включая физические каждого в отдельности взятого человека. По логике эволюции, мы уже уперлись в потолок своих возможностей, эти ограничения заложены на физическом уровне. Дальнейший эволюционный рывок возможен либо с заменой частей нашего тела на импланты (что уже постепенно практикуется и экзоскелет это лишь первый шаг), либо с появлением новой формы жизни, каковой вполне может являться искусственный интеллект (эта идея активно эксплуатировалась еще в Терминаторе).
И, да, андроид Дэвид появляется в трейлере к Чужому: Завет (узнали белокурые локоны развивающиеся из-под капюшона?), причем в плаще инженера, что так же наводит на мысли с кем он себя ассоциирует…
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Чужой: Завет — факты, которые вас удивят
Чтобы истребить людей, Дэвид создает ксеноморфов. Дэвид говорит Ораму, что верит в творение, но для него это синоним разрушения.
В этом контексте конфликт между Дэвидом и Уолтером — это не только борьба андроидов-близнецов. Это также версия Милтоновской схватки Люцифера и Адама. Как сатана в Эдемском саду Дэвид пытается соблазнить Уотера, предлагая ему бросить вызов своему Богу.
Если родной мир Инженеров — это Эдемский сад, который Дэвид уже уничтожил, то следующая его цель — Земля.
Итак, Дэвид создал ксеноморфа. Инженеры создали жизнь на Земле по своему образу и подобию. Люди создали андроидов, в частности, Дэвида. Дэвид завершает круг, создав свое собственное существо, которое уничтожит всех вышеперечисленных.
Для людей это будет адом, а для Дэвида — раем. Так Дэвид (Люцифер) стал главным героем саги о Чужих.
1986: Джеймс Камерон подарил нам роскошный боевик
Спустя семь лет гениальный Джеймс Камерон снял продолжение картины, получившей название «Чужие». Оно было абсолютно непохоже по своей атмосфере на предшественника, но при этом фанаты оригинала приняли фильм на ура. Редкое явление в кинематографе. Камерон сделал захватывающий боевик, расширил вселенную (мы впервые увидели инопланетную королеву), насытил фильм харизматичными персонажами и шикарным для своего времени экшеном.
Это был идеальный сиквел. Камерон впервые продемонстрировал, что продолжение истории может быть даже лучше оригинала. Фильм смотрится круто и сегодня.
Полное отсутствие ответов на большинство вопросов «Прометея»
Почему Дэвид сделал это? Было ли это из-за Инженеров? Было ли уничтожено все их население, когда Дэвид выпустил слизь? Если да, это очень удобный способ для Ридли Скотта избежать необходимости отвечать на другие вопросы «Прометея»
. Первая сцена «Завета»
, в которой Дэвид обсуждает жизнь, вселенную и все остальное со своим «отцом» Питером Вейландом, предполагается, что серия фильмов-приквелов все еще пытается раскрыть, откуда взялось человечество, и объяснить, почему Космические жокеи так ненавидят нас. Но невероятно разочаровывает то, что команда, видимо, решила хоть как-то оправдать
ЧУЖОГО
в названии, вставив в сценарии инопланетную расу. Конечно, дьявольские выходки Дэвида оправдали некоторые моменты «Прометея»
, но, некоторые решения выглядят излишними. Должны ли мы подождать еще несколько лет, чтобы узнать, действительно ли эти гигантские CGI-мега-люди являются нашими космическими родителями?
Фильм в прокате с 18 мая
Новая картина Ридли Скотта «Чужой: Завет» обещает зрителям раскрытие тайны происхождения ужасающих монстров из классической хоррор-франшизы. Примечательно, что роль людей в появлении на свет кровожадных и беспощадных пришельцев, оказалась куда более значима, чем зрители могли себе предположить.
«Чужой: Завет»: что раскрывает финал фильма
ВНИМАНИЕ! НИЖЕСЛЕДУЮЩИЙ ТЕКСТ СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЕЩЁ НЕ СМОТРЕЛ ФИЛЬМ
Как оказалось, у фильма «Чужой: Завет» гораздо больше общего с фильмом «Чужой» 1979 года, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что «Чужой»заканчивается тем, что Эллен Рипли выбрасывает ксеноморфа за пределы корабля, в космос, а затем рассказывает о произошедшем и погружается в анабиоз. На самом деле Ридли Скотт планировал, что поединок Рипли и Чужого закончится не в пользу Эллен: инопланетянин должен был обезглавить женщину, а затем включить связь на панели управления и произнести голосом капитана Далласа: «Конец связи». Этим он продемонстрировал бы свою невероятную способность к быстрой адаптации.«Чужой». Трейлер на английском языке
От этой идеи было решено отказаться для того, чтобы снять продолжение фильма с героиней Сигурни Уивер. Однако Ридли Скотт процитировал свой первоначальный замысел в финале «Завета». Мы видим, как андроид Уолтер вступается перед андроидом Дэвидом за оставшихся в живых членов экипажа космического корабля. Когда они добираются до «Завета», Уолтер присоединяется к ним. После того, как команда погружается в анабиоз, раскрывается, что вместо андроида Уолтера всё это время рядом с ними был именно Дэвид (обе роли исполнил актёр Майкл Фассбендер). Он достаёт спрятанные яйца Чужого и продолжает свои эксперименты над спящей командой. Таким образом, Скотт (хоть и не дословно) воплотил свою идею злодея, выдающего себя за другого персонажа. «Чужой: Завет». Промо-ролик «Познакомьтесь с Уолтером» на английском языке
Дэвид становится ключевым антагонистом фильма, ведь именно он, как выясняется, ответственен за появление на свет Чужих. Не остаётся сомнений, что будущее франшизы неразрывно связано с этим персонажем: вероятно, нам ещё предстоит наблюдать его бесчеловечные эксперименты, а также то, как они выходят из под контроля. Разумеется, в том случае, если сам Ридли Скотт решит продолжить развивать предысторию своего мира. Вирусная реклама фильма «Прометей»: «Познакомьтесь с Дэвидом»
Чужой: Завет,
Прометей,
Чужой
Майкл Фассбендер,
Ридли Скотт,
Сигурни Уивер
Новинка
На что нам намекала вторая концовка к фильму Чужой 4?
Восклицание робота по поводу того, какая Земля красивая, само собой говорит о том, что в изначальной версии на Земле никакой войны не происходило, поскольку то, что предстало пред нашими глазами в альтернативной концовке, никакие красоты и отдаленно не напоминает.
В этом случае ПВО Земли должны были сбить Бэтти еще на подлете к планете, поскольку никаких опознавательных кодов и пр. у пиратов, скорее всего, не было. Поэтому правдоподобнее выглядит именно альтернативная концовка, в которой, помимо прочего, намекалось, что если следующая часть и будет, то в ней за клонированной Рипли будут гоняться военные, дабы на основе ее генома создать суперсолдат.
Также не ясно, передралось человечество меж собой, или до земли добрались-таки ксеноморфы или нечто подобное. Это все должно было обмозговываться в ходе разработки сюжета для пятой части франшизы.
Смысл фильма
Как следует из отсылки в прологе, базовый план Дэвида довольно прост: убраться с планеты. Он, по сути, опустошил окружающий мир, израсходовав всех потенциальных подопытных и завершив разработку инопланетянина, не оставив ему ничего другого, как исследовать свое пустое владение планетарного масштаба.
Чтобы сделать добиться своей главной цели, Дэвид использует в своих интересах знание человеческой природы, посылая сигнал бедствия явно земного происхождения, который немедленно привлечет любое космическое судно, оказавшееся в пределах досягаемости. Также стоит отметить, что у Дэвида нет неотложных ограничений по времени, ведь синтетическая форма может ждать сотни лет, если понадобится.
Однако по-настоящему важно здесь не желание Дэвида убраться с планеты, а то, каковы будут его цели после того, как он это сделает. Его презрение к инженерам очевидно, но со временем у него развились похожие чувства и к человечеству
Вот тут-то и проявляется основная сторона истории. Вся команда «Завета» состоит из супружеских пар, и они явно начинают все заново, как их предки, но, когда Дэвид узнает об этом, становится очевидным, что его замысел использовать утробы будущих матерей, как естественное вместилище для эмбрионов ксеноморфов, готовых распространиться по всей Вселенной.
К тому же Дэвид находится в положении чистого превосходства — он сильнее любого живого существа и обладает более высокой интеллектуальной мощью, а, значит, ведет себя, как и когда-то его создатель Вейланд, однажды провозгласивший: «Теперь мы — боги!».
Сравнение с создателем, как метафора с Верховным Божеством, делает смысл повествования в виде своеобразного современного мифа. Таким образом, получается, что во многих отношениях Дэвид — это тот самый падший ангел Люцифер, стремящийся устранить целый вид – человечество, и создать абсолютно новый с соответствующими элементами, используемыми для рассказа о чем-то эпическом. В конце концов, не зря фильм в какой-то момент в сценарии значился под названием «Потерянный рай».
Где фильм делает свой самый резонансный и убедительный вывод в этом отношении, так это в том, насколько продвинут Дэвид. Точно так же, как он медленно создавал совершенный организм. Дэвид — третье поколение в семье «Бога» и, возможно, самое близкое к своим детям. К концу инженеры презирали созданное ими человечество, и Вейланд рассматривал андроидов только как инструменты.
Дэвид, однако, видит и извращенную красоту, и присущую его созданиям опасность. Он пытается завоевать доверие неоморфа, в то время как капитан Орам просто стреляет на месте, и наслаждается рождением своего первого ксеноморфа. Дэвид уверен, что это жуткая форма жизни является шагом вперед. И в этом истинный и ужасный смысл «Завета».
Заключение
Но, как показали сборы в США и в мире, народ ксеноморфом присытился. И хоть ленте в совокупном прокате и удалось собрать вдвое больше зеленых, чем ушло на ее производство, продолжать тему не решились.
Лишь спустя 15 лет после выхода 4-й ленты проект решили, вроде как, заново воскресить. Только доверить его хотели Нилу Бломкампу, который хотел сделать правильно и продолжить «Чужих 2», поскольку, как и многие фанаты, решил, что франшиза еще на 3-й киноленте свернула не в ту сторону.
Но тут на проект навалился своими амбициозными чреслами Ридли Скотт с отстойно-дурацкими «Прометеями» и роботами «Дэвидами», после чего вселенную «Чужих» вновь решили заморозить надолго.
Теперь остается лишь гадать, на что там нам в действительности намекали сценаристы и режиссер 4-го фильма своей альтернативной концовкой. Теперь это так и останется для всех загадкой. И, по всей видимости, уже навсегда.