Похожие фильмы
Вот несколько фильмов, похожих на “Однажды в… Голливуде”:
- “8 с половиной” (Италия, 1963 год. Режиссер – Федерико Феллини). В фильме рассказывается о бесконечно уставшем режиссере. Однажды он погрузился в пучину своих воспоминаний и в итоге потерялся между реальностью и миром пугающих фантомов.
- “Солдаты неудачи” (США, 2008 год. Режиссер – Бен Стиллер). Актеры суперблокбастера вступают в неравный бой с отпетыми головорезами. При этом они думают, что снимаются в фильме.
- “Да здравствует Цезарь!” (США, 2016 год. Режиссеры – Итан и Джоэл Коэны). Чтобы предотвратить скандал, нужно найти внезапно пропавшую “звезду” фильма. Это замечательная, хлесткая ирония о Голливуде пятидесятых годов.
- “Игрок” (США, 1992 год. Режиссер – Роберт Олтмен). В центре сюжета являются студийные интриги. Главный герой, Гриффин Милл, пытаясь сохранить свое кресло, совершает преступление, чем запускает цепь странных и страшных событий;
- “Плутовство” (США, 1997 год Режиссер – Барри Левинсон). В центре сюжета находятся интриги Белого Дома: чтобы замять скандал, ответственные лица приглашают специалиста из Голливуда. Пытаясь реализовать свои амбиции и заработать, он устраивает грандиозное шоу.
Как вам фильм?
Невероятно крутой 61.94%
Не очень понятно, но захватывающе 26.12%
За что все эти восторги и «Оскары»? 11.94%
Проголосовало: 134
Автор статьи
Серафима Вишняк Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
Отличная статья!11Нет…
«Время пришло, Хелтер Скелтер»
У Мэнсона, как и у многих уверенных в себе самозванцев, появились не только последователи, но и щедрые спонсоры. Барабанщик группы The Beach Boys Дэннис Уилсон потратил на «семью» около 100 000 долларов, а музыкальный продюсер Терри Мэлчер обещал записать альбом с песнями Мэнсона. Потом Мэлчер, видимо, разобрался, с кем имеет дело, и отказался помогать Мэнсону. «Гуру» это чрезвычайно озлобило. До начала 1969 года Мэлчер жил в доме на 10050 Сьело Драйв в Бенедикт-Кэньон. Затем он переехал, а в доме поселились Шэрон Тейт и Роман Полански.
В конце марта 1969 года Мэнсон, разыскивавший Мэлчера, появился на пороге дома в Бенедикт-Кэньон. Шэрон отправила его прочь, сообщив, что Терри больше тут не живет. Возможно, тогда в голове «гуру» и родился зловещий план. Когда и барабанщик Уилсон выставил Мэнсона и его сподвижников из своего дома, они поселились на ранчо Спэн, где когда-то снимали вестерны. «Гуру» называл конец света словосочетанием, почерпнутым из песни «Битлз»: «Хелтер Скелтер». Летом 1969 года Мэнсон заявил «семье», что начинать конец света придется им самим, совершая убийства.
Первыми жертвами «семьи» стали торговцы наркотиками Бернард Кроу и Гари Хинман. Но Мэнсон жаждал большей крови. Вечером 8 августа 1969 года «гуру» приказал Чарльзу Уотсону, которого в «семье» звали Текс, отправиться в бывший дом Терри Мэлчера и убить всех, кто там окажется. В подручные ему были определены Сьюзан «Сэди» Аткинс, Патрисия «Кэти» Кренуинкел и Линда Касабиан. «Время пришло, Хелтер Скелтер», — заявил Мэнсон.
«Гуру»-уголовник и его «семья»
1960-е годы были временем хиппи, эпохой самозваных «учителей» и «пророков». Одним из таких стал сын пьющей проститутки Чарльз Мэнсон. Живя в неблагополучной семье, Чарли и сам с юных лет пошел по преступной стезе. Сначала — мелкие кражи из магазинов, потом — кража оружия и грабежи, после которых 13-летний Чарльз оказался в спецшколе для малолетних преступников. В этом заведении старшие воспитанники надругались над ним. Пытаясь защититься от тех, кто сильнее, Мэнсон понял, что даже самых отпетых отморозков пугает безумие. Отныне, попав в трудную ситуацию, он всегда вел себя подобно безумцу.
В 1956 году он впервые отправился во взрослую тюрьму за угон автомобиля. Отсидев три года, Мэнсон стал сутенером. За эту деятельность он получил второй срок. К 32 годам он имел за плечами семнадцатилетний тюремный опыт. Но, оказавшись в очередной раз на свободе, Мэнсон решил примерить на себя роль гуру.
Все начиналось в районе Хейт-Эшбери в Сан-Франциско. Философия Мэнсона представляла собой нагромождение христианства и сатанизма. Новый гуру призывал тех, кого, как и его самого, отвергло общество, объединиться в «семью». Члены «семьи» должны были стать основой возрождения человечества после конца света, который, по мнению Мэнсона, должен был наступить в ходе страшной войны, в которой чернокожие победят белых. Философская доктрина подкреплялась групповым сексом и употреблением наркотиков.
Исчадие ада. Как Чарльз Мэнсон отомстил миру за трудное детство
Подробнее
Тарантино, такой Тарантино
Чтобы хоть как то реанимировать свою карьеру актер вместе с Клифом отправляется в Европу для съемок в итальянских вестернах. Полгода работы не добавило сильной популярности Далтону. Спустя 6 месяцев он вернулся в Калифорнию с женой и кучей долгов. Так что оплачивать дальнейшую работу Бута ему оказалось не по карману. Прощание они решают отметить в первый же вечер после прилета, которое в лучших тарантиновских традициях не ограничилось одним алкоголем. Клиф решил выкурить «кислотную сигарету» (ее в начале фильма каскадер купил у девочки-хиппи, состоявшей в секте Мэнсона).
Тем временем беременная Шерон Тейт скучает по мужу, находящемуся на съемках в Лондоне. Скрасить одиночество актрисе помогают друзья. В роковую ночь 8 августа они вернулись домой. В этот момент последователи фанатика Мэнсона планировали зверское нападение.
Изюминка фильма состоит в переплетении реальных фактов и вымыслов, ТВ-отрывков того времени и новых отснятых материалов. Параллельно в ленте присутствуют культовые голливудские личности 60-х (Брюс Ли, Роман Полански, Стив Маккуин) и придуманные Тарантино персонажи. Та же история произошла с финалом картины, которого зрители ждали с замиранием сердца, зная о трагедии Шерон Тейт. Однако смысл концовки фильма Однажды в Голливуде оказался не таким как все ожидали.
Сюжет фильма
Эти два персонажа — Rick Dalton и Cliff Booth — являются центральными в новом фильме Тарантино «Однажды в Голливуде». Сценарий к фильму, как обычно, писал Тарантино сам.
Центральные персонажи в фильме «Однажды в Голливуде»
Судя по данным видеокамер, сюжет «Однажды в Голливуде» изображает будни Голливуда летом 1969 года. Где выдуманные события происходят на фоне реальных, а ненастоящие персонажи накладываются на жизнь тогдашних кинозвезд.
Актеров Клиффа Бута и Рика Далтона на самом деле не существовало, как и окружающий их антураж из других людей. Но помимо них в фильме «Однажды в Голливуде» — масса реально существовавших персонажей.
Реально существовавшие люди, вошедшие в фильм
Это и актриса Шэрон Тэйт (актриса Margot Robbie), и ее муж режиссер Роман Полански (актер Rafal Zawierucha), и ее же подруга актриса Джоанна Петет (актриса Rumer Willis – дочь актеров Брюса Уиллиса и Деми Мур), и бывший любовник Шэрон Тэйт — парикмахер Джей Себринг (актер Emile Hirsch).
Актриса Margot Robbie в фильме «Однажды в Голливуде»
А также актер Брюс Ли (актер Mike Moh), который в 1968 году тренировал Шэрон Тэйт для фильма The Wrecking Crew и с тех пор стал вхож в дом Полански. И актер Стив МакКуин (актер Damian Lewis).
И – до кучи — вся «семейка» Чарлза Мэнсона (актер Damon Herriman), включая хозяина ранчо (актер Bruce Dern), на котором раньше снимались вестерны, а летом 1969 года проживали Мэнсон и Ко.
История Мэнсона
Так что же происходит в сюжете? События разворачиваются в Лос-Анджелесе летом 1969 года, на закате «золотого века» Голливуда. Рик Далтон (Леонардо Ди Каприо) — некогда звезда вестернов, пониженный до ролей брутальных злодеев в пошловатых вестернах, — осознает, что его карьера подходит к концу. Он пьет и не понимает, как быть дальше. Главная и единственная опора Рика в жизни — его верный друг и не слишком умный дублер Клифф Бут (Брэд Питт). Оба они мечтают о новой жизни, тем более что в соседний дом недавно переехали знаменитый режиссер Роман Полански и его красавица жена Шэрон Тейт, которую играет очаровательная Марго Робби. Фильм не только основан на реальных событиях, в нем исторические личности представлены напрямую, а не посредством прототипов. Нужна была изрядная доля смелости для того, чтобы снять кино о настоящей трагедии и назвать людей своими именами.
На фоне приключений Рика и Клиффа развивается мрачная и знакомая всем американцам история банды Чарльза Мэнсона — зловещей секты, которая вломилась в дом к Полански и убила Шэрон на девятом месяце беременности, написав кровью на стене слово «Свиньи». Почему же Тарантино выбрал именно эту историю? Дело в том, что гибель Шэрон стала символической точкой, ознаменовавшей конец эпохи того самого золотого Голливуда с его фантастическими вестернами, наивными комедиями и романтичными мелодрамами.
Тарантино как бы отматывает пленку назад и возвращает нас в сказочный период идеализированных шестидесятых, когда творился голливудский миф, в американском обществе царила безмятежность, а на улицах ярко горели рекламные вывески с широкими улыбками первых кинозвезд. Забудем про войну во Вьетнаме, в Лос-Анджелесе нет места для грусти. Это особое и замкнутое время, когда после консервативных 50-х годов были сняты все табу, а вместо них торжествовали гедонизм, свобода творчества и идеалы безграничной свободы, воплощенные на экранах телевизоров. И всему этому пришел конец, когда последователи Мэнсона убили Шэрон.
Вооружившись знаниями об этой истории, сложно ожидать каких-то непредсказуемых поворотов от сюжета. Но Тарантино не был бы самим собой, если бы взялся топорно экранизировать всем известную историю этой трагедии, которую к тому же было бы сложно рассказать с привычным для него юмором. Поэтому он решил создать собственный миф и сумел ловко обмануть ожидания большинства зрителей. По сути, фильм стал большой фантазией на тему: «А что, если бы история пошла по другому пути?»
Сценарные вольности
Всегда интересно наблюдать, как именитый режиссер после многих каноничных шедевров может позволить себе отойти от голливудских шаблонов даже тогда, когда он снимает кино про классический Голливуд. В новой картине Тарантино допустил такие вольности, которые наверняка повергли многих зрителей в недоумение.
К примеру, он насмешливо отошел от правил сценарного мастерства. Согласно этим принципам в фильме каждая деталь и каждый эпизод должен двигать сюжет вперед, они не могут быть включены в сюжет ради прихоти автора. И все же «Однажды в Голливуде» изобилует долгими и громоздкими сценами, которые можно запросто убрать без потери основной фабулы. При этом лента идет два с половиной часа, что довольно долго для современного кинематографа. Немалую часть этого времени составляют длительные сцены из вестернов, где снимается Рик в безнадежных попытках спасти свою карьеру. Они не развивают действие сюжета и нужны просто для того, чтобы зритель проникся атмосферой этого давно утраченного жанра кино и чуть лучше понял характер героя. Это нельзя назвать недостатком фильма, но позволить себе так сильно углубляться в темы, малоинтересные для широкой публики, может только маститый и играющий по своим правилам режиссер.
Плакат фейкового вестерна из фильма
И все же в фильме есть несколько досадных разочарований. Самым большим из них стала роль великого злодея Чарльза Мэнсона, появление которого заняло….ровно одну минуту. Он просто заходит в дом Полански, машет рукой Шэрон, уходит восвояси и никогда больше не появляется. По пресловутым законам сценарного мастерства это грубая ошибка, но дело даже не в этом, а в ощущении нереализованного потенциала.
Мэнсон — легендарная и крайне интересная личность, он мог стать выдающимся персонажем, а остался эпизодической, нераскрытой и проходной фигурой. Отчасти это вызвано тем, что большую часть внимания и хронометража справедливо перетянули на себя Брэд Питт с Леонардо ДиКаприо, затмившие собой все остальное. Всякие сценарные лакуны они закрыли своим удивительным актерским тандемом — между ними возникла такая сильная химия, что искры летят во все стороны и заставляют тебя забыть про любые сюжетные несуразицы.
Не менее важную роль сыграла Марго Робби, которой удалось изобразить персонажа, воплотившего в себя всю наивность и красоту той потерянной эпохи. Она жизнерадостна и невинна, порхает с одной вечеринки на другую, с упоением слушает музыку и смотрит в кинотеатрах собственные фильмы, вытянув на кресле ангельские ноги с босыми ступнями. Кстати, Тарантино оказался заявдлым фут-фетишистом — в ленте как минимум три сцены с женскими ногами.
Если не знать, кто такая Шэрон Тейт, то можно разве что пожать плечами и недоумевать, почему нам уже десять минут показывают, как странная тетка в полном одиночестве сидит и смотрит кино, где ничего происходит. В фильме получилось немало подобных сцен и сюжетных провисаний, однако все они остались интересными благодаря невероятной актерской игре и работе с контекстом реальной истории.
Объяснение концовки
Все сюжетные линии соединяются в финале картины. Благодаря этому становится понятным ее содержание.
Ближе к финалу Клиффа, получившего серьезное ножевое ранение, отправляют в больницу. Оставшийся невредимым Далтон знакомится с Тейт, которая и не подозревает о том, в какой опасности была ее жизнь всего несколько мгновений назад.
Можно сказать, что Тарантино снял свою субреальность со счастливым концом, где нет места убийству беременной актрисы. Смысл концовки фильма “Однажды в… Голливуде” заключается в том, что старый и новый Голливуд гармонично существуют вместе, а мужская дружба только крепнет.
Есть и несколько иное объяснение концовки – а заодно и тому, почему “Однажды в… Голливуде” имеет такой внушительный хронометраж. Картина Тарантино посвящена целой уходящей эпохе. Длинная она потому, что режиссеру очень тяжело отпускать время, и он хочет протянуть его как можно дольше.
Интересны сцены, в которых зритель как бы едет на заднем сиденье автомобиля вместе с героем, слушает радио и смотрит на приборную панель. То есть Тарантино добился того, чтобы зритель действительно “оказался” в этой машине и почувствовал себя там. Рекламные вывески, пластинки, цветные чемоданы, магнитофон, zippo, телепередачи, музыка и многое другое, что так настойчиво существовало в кадре, не просто знакомило зрителя с эпохой, а полностью погружало в нее.
Но Квентин не просто ностальгирует. Одновременно он понимает, что ничего вечного не бывает, и это объясняется в ироничной сцене после титров. А в этой сцене зритель наблюдает черно-белую сцену, в которой присутствует Далтон, в качестве альтер-эго своего Шерифа из сериала “Закон о вознаграждении”.
В той самой сцене он играет в рекламном ролике о сигаретах “Red Apple”. Герой расхваливает сигареты, и вся сцена напоминает о “старом-добром” времени, когда курить было модно. Примечательно, что рекламный ролик оказывается неудачным, и Далтон со вздохом жалуется на двойной подбородок. Своеобразная постирония от Квентина.
Она просила пощады ради ребенка
Вечер 8 августа Шэрон Тейт проводила с друзьями: Джеем Сэбрингом, Эбигейл Фолджер и Войтеком Фриковски. Около половины одиннадцатого вечера они вернулись домой после ужина в ресторане El Coyote. Члены «семьи» появились у дома Шэрон Тейт около полуночи. Первой жертвой стал 18-летний Стивен Пэрент, автомобиль которого остановился у ворот. Текс застрелил его в упор. Несчастный оказался не в то время и не в том месте.
Линду Касабиан оставили снаружи. Текс с двумя подручными вошел в дом и не встретил никакого сопротивления со стороны тех, кто там находился. Шэрон и ее друзья были не готовы к нападению. Их связали и потребовали сказать, где лежат деньги. Когда несчастные подчинились, рассчитывая, что им сохранят жизнь, началась расправа. Растерзанные тела утром обнаружила экономка Уинифред Чепмен. Дом был залит кровью. Члены «семьи» нанесли погибшим огромное количество колото-резаных ран. На пороге была кровью оставлена надпись «PIG» («свинья»).
Потом, во время следствия, выяснится, что Шэрон молила своих палачей о пощаде. Просила не ради себя, а ради малыша, еще не появившегося на свет. Они не пощадили ее. Романа Полански, срочно прилетевшего из Лондона, полицейские не допустили к процедуре опознания. Миссию доверили агенту Полански Уильяму Теннанту. Когда все закончилось, мужчину вырвало.
Шэрон Тейт похоронили в закрытом гробу. В руках ее был мальчик, так и не увидевший свет. На надгробной плите вместе с именем матери выбили и имя сына: «Пол Ричард Полански».
Могила Шэрон Тейт на Кладбище Святого креста в Калвер-Сити. Фото: Commons.wikimedia.org
Мэнсон умер, но дело живет?
Чарльз Мэнсон превратился в знаменитость. О нем снимали фильмы и писали книги, у него брали интервью. Кажется, он наслаждался этим, несмотря на то что его заключение проходило в максимально жестких условиях.
Осужденные члены «семьи» не раз подавали прошения об условно-досрочном освобождении, но родные Шэрон Тейт сделали все, чтобы ее убийцы не вышли на свободу.
Чарльз Мэнсон умер в тюрьме в ноябре 2017 года в возрасте 83 лет.
Чарльз Уотсон продолжает отбывать пожизненное наказание. В 2016 году ему в 17-й раз было отказано в условно-досрочном освобождении. В следующий раз 73-летний убийца сможет повторить попытку в 2021 году. Кстати, в тюрьме он успел жениться, обзавестись четырьмя детьми и развестись.
Сьюзан «Сэди» Аткинс была непосредственной убийцей Шэрон Тэйт. Следствие установило, что она нанесла беременной женщине 16 ножевых ранений. Сэди умерла в тюрьме в 2009 году от рака мозга, получив 18 отказов в условно-досрочном освобождении.
Патрисия «Кэти» Кренуинкел, как и Текс, продолжает отбывать наказание. Ее следующая попытка выйти на свободу условно-досрочно (пятнадцатая) произойдет не раньше 2022 года.
После этих ролей Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо могут смело уходить из кино
В зените славы — настолько талантливо и достоверно у обоих актеров получилось изобразить своих героев. Ди Каприо играет в фильме актера Рика Далтона, который в свою очередь играет другие роли — в том числе злодея в выдуманном вестерне, который Тарантино увлеченно ставит внутри собственного фильма. Этот образ-матрешка — один из лучших в карьере Леонардо, наряду с Кэлвином Кэнди из «Джанго освобожденного».
55-летнему Питту досталась роль Клиффа — одинокого волка и самого крутого парня в Калифорнии. Он то починяет что-то на крыше с голым торсом, то катает по городу девочку-хиппи, которая примерно сразу предлагает ему за это минет. Он выглядит, как настоящий последний киногерой, который, однако, не метит в звезды и всегда остается в тени героя Ди Каприо.
Оба главных актера последних лет двадцати в кадре оказываются очень созвучны, они понимают друг друга (и поэтому, хоть это до финала это почти не подчеркивается, кажутся лучшими друзьями) и с легкостью демонстрируют нравы Голливуда — фабрики грез, которая никогда не меняется: Рик и Клифф — это олицетворенные блеск и нищета индустрии развлечений, где одним достается все, другим — ничего.
Смысл фильма Однажды в голливуде
Стареющий и рефлексирующий Рик Далтон 10-15 лет назад блистал в фильмах «золотого века» Голливуда. Теперь Далтон много пьёт, страдает от вынужденной работы в итальянских вестернах и мечтает о «месте под солнцем» в новом Голливуде. Его друг и дублер Клифф Бут, по слухам убивший жену, нордичен и доброжелателен даже в драках(как на съемках с Брюсом Ли). Без понимания отношений героев Ди Каприо и Питта смысл фильма будет частичным, неявным: их дружба – аллюзия отношений и событий классического блистательного Голливуда 50-ых годов, ностальгия по ушедшим великим актёрам. Рик и Клифф своим примером убеждают нас, что не все в мире кино – фальшивка, фантом. Рик и Клифф – слегка идеализированное лицо прошлого, без которого не сложился бы воодушевляющий конец картины.
Представление о трагедии, случившейся в ночь на 8 августа 1969, даёт дальнейшее объяснение фильма. Шэрон Тейт, супруга режиссёра Романа Полански, будучи на 9 месяце беременности, и её гости были в буквальном смысле растерзаны бандой Мэнсона. Подробности события и по сей день леденят кровь, поэтому опустим их.
От Тарантино ждали повтора истории или её продолжения с многоходовкой перестрелок и ироничных диалогов. Но дело приняло совсем иной оборот: героиня Марго Робби (именно она играла Тейт) остается живой и где-то в недалеком будущем счастливой матерью. На протяжении фильма Тейт наслаждается своим кинематографическим дебютом, заводит милые беседы и всячески радует глаз перехлестывающим через экран счастьем. И режиссёр нас не подводит – не даёт рухнуть счастью хрупкого нового Голливуда. «Старики» Далтон и Бут переводят гнев маньяков на себя, при этом не дают ни единого шанса «семье» Мэнсона спастись: Клифф под действием кислоты неистово расправляется с бандой с помощью своего питбуля, Далтон заживо сжигает одну из подруг Мэнсона напалмом огнемета (явная отсылка к «Бесславным ублюдкам»). Жестоко и кроваво? – Разумеется. С поправкой на обстоятельства, – зритель всецело на стороне друзей-актеров.
Что в итоге? Клифф Бут после смертельной схватки госпитализирован с ножевым ранением. Мужественность и верность раненого Клиффа будто снимает с него клеймо женоубийцы. Рик Далтон с женой-итальянкой остаются целы и невредимы
Шум и полицейские сирены наконец-то привлекают внимание компании Шэрон. Далтон и Тейт знакомятся только в самом финале
Актриса не знает, что за пару часов до этого её жизнь была под угрозой, впереди у Тейт взлёт карьеры, новые роли, успех. А угасающая слава звезды 50-ых Далтона может сделать новый виток в новой режиссерской работе Полански.
Лихо закрученный финал уводит нас в параллельную реальность, где Шэрон выжила, а злодеи наказаны. Смысл концовки визуализируется после титров и надписи «the end».
Смысл концовки Однажды в голливуде
Жизнь не переписывается с черновиков набело: будут ошибки, «двойки», кляксы. Изорванный в далёком 1969 лист жизни Шэрон Тейт сделал новый виток и переродился сценарием «Однажды в Голливуде» 50 лет спустя. Придуманные персонажи Леонардо Ди Каприо и Брэда Питта, олицетворяющие старую школу американского кино, спасают молодой Голливуд в лице Тейт. Финальная встреча Рика и Шэрон в доме Полански-Тейт символична: слияние эпох, переход одной великой вехи кино в другую, не менее значимую и глубинную.
Квентин рискнул, переписав историю по-своему – дерзко, с задором, как умеет делать только он. Девятый фильм Тарантино при всей жёсткости и циничности не оставляет «тяжёлого» сердца. Проникновенный и мудрый гений дарит зрителю чудесную сказку, к которой мы все так или иначе стремимся.
Старый добрый Тарантино стар и добр
Обладатель «Золотой пальмовой ветви» за «Криминальное чтиво» на голубом глазу снимает вроде бы такое же кино, как все предыдущие. Картина даже собирается из элементов, которые легко заметить в тарантиновской фильмографии: каскадер на первом плане уже был в «Доказательстве смерти», центральный сюжетный поворот — почти как в «Бесславных ублюдках», в одной из сцен загримированный Ди Каприо пародирует самого себя из «Джанго освобожденного», а кульминация живо напоминает о напряженнейших моментах «Криминального чтива».
Чуть коробит, но не удивляет ретроградство Тарантино — самого богатого в мире киноведа, копающегося в вещах, к которым все давно потеряли интерес. Он все еще собирает фильмы из микроотсылок к разнообразным киноартефактам — например, к многочисленным древним и ныне неизвестным сериалам-вестернам, в которых играет герой Ди Каприо, и о которых гипотетический зритель понятия не имеет (и даже Каннские критики мало что распознали, кроме совсем уж классики).
Но чем дальше, тем больше становится понятно, что не с первым и не со вторым, а с девятым фильмом Тарантино легко показывает всем молодым и прогрессивным режиссерам мастер-класс: ну не умеет никто так снимать до сих пор — с чувством, с толком, с расстановкой, за секунду убеждая зрителя в реалистичности собственной сказки (а это, несмотря на отсылки к некоторым реальным событиям, все-таки сказка).
С другой стороны, Тарантино с годами как будто стал проще, вернулся к нам из чертогов разума, где бесконечно пересматривает тысячи фильмов из прошлого. «Однажды в Голливуде» — несложная, хотя и увлекательная история о мужской дружбе, о кино полувековой давности (которое тогда было лучше, а трава — зеленее), о жизни перед камерой и за ней. Ну, и еще немного — о том, что иногда в домашнем хозяйстве может пригодиться огнемет, но для чего конкретно — смотрите в кино с 8 августа.
Актеры в фильме «Однажды в Голливуде» (2019)
Судя по слитой переписке препродакшен фильма «Однажды в Голливуде» занял около полугода. Помимо излюбленных актеров Квентина Тарантино – Тима Рота, Майкла Мэдсена и Курта Рассела – в фильм рассматривались и «звезды» мейнстрима.
Так, например, роль Cliff Booth в «Однажды в Голливуде» первоначально предлагалась Бреду Питту, который, жеманничая, сначала отказался от нее. Как я понял из этой переписки – он набивал цену и хотел роль Rick Dalton.
Актер Бред Питт набивает себе цену для фильма «Однажды в Голливуде» (2019)
В итоге роль этого Клиффа Бута предложили Тому Крузу. И несмотря на свою сайентологию, тот согласился. Однако уже в начале работы не сумел состыковать съемочный график со съемками в фильме Top Gun Maverick и забуксовал.
И тогда, можно сказать, Cliff Booth бумерангом вернулся к Бреду Питту. В этот раз Питт сам предложил себя и цену уже не набивал.
А роль Rick Dalton была предложена Леонардо Ди Каприо. Но под одним условием – что он кардинально похудеет в полтора месяца.
Похудевший актер Леонардо Ди Каприо на съемках фильма «Однажды в Голливуде»
Бедный «Лео» вынужден был полностью отказаться от пирожных и спагетти, чтобы наконец прервать затянувшийся перерыв в актерской карьере – ведь его последний фильм «Выживший» вышел еще в 2015 году. Кстати, его новая фитнес-менеджер завербована моим коллегой — могу скинуть детокс-программу твоего любимого красавчика.
Откровения убийцы
Первоначально у полиции даже не было версий о том, кто мог сотворить подобное. Роман Полански признавался, что был на грани помешательства: убийцы ему чудились среди друзей и знакомых. Актеры и режиссеры Голливуда срочно нанимали охрану и вооружались. Никто не чувствовал себя в безопасности. Уже на следующий день по приказу Мэнсона члены «семьи» убили владельца сети супермаркетов Лено Ла-Бьянку и его жену.
Мэнсона и его сподвижников отправили за решетку в октябре 1969 года по делу, никак не связанному с убийством Шэрон Тейт. От информаторов стало известно, что Сьюзан «Сэди» Аткинс в тюремной камере разоткровенничалась и призналась, что пила кровь убитой беременной женщины. Следователи сопоставили факты и постепенно восстановили картину случившегося. Решающим обстоятельством стала готовность Линды Касабиан сотрудничать со следствием. В обмен на иммунитет от преследования она дала показания на Мэнсона и других членов «семьи».
Судебный процесс завершился вынесением смертных приговоров «гуру» и еще шести его сподвижникам, участвовавшим в серии убийств. Мэнсон должен был отправиться в газовую камеру, однако в 1972 году в Калифорнии упразднили смертную казнь, заменив ее на пожизненное заключение.
Чарльз Мэнсон. Фото: Reuters
Мое мнение о Квентине Тарантино и его фильмах
На самом деле я большой поклонник творчества Тарантино, как по сюжетам и персонажам, так и по способу изложения и черному юмору. И когда просочилась информация о съемках нового фильма под рабочим названием «Однажды в Голливуде» – я потирал руки как после удачного задания в Камбодже. Тем более что с момента выхода последнего фильма Тарантино – «Омерзительная восьмерка» уже прошло 3 года.
Квентин Тарантино на съемках фильма «Омерзительная восьмерка» (2015)
Вообще – радует, что на Тарантино не действуют ни деньги, ни мейнстрим, ни известность. Практически сразу – с фильма «Бешеные псы» (1992) – он выработал свой фирменный стиль, которого и придерживается, время от времени варьируя его разными новациями.
Еще что импонирует – Квентин Тарантино просто на все руки мастер в киношном деле. Тут же он тебе и сценарист, и продюсер, и режиссер, и актер, да и на гитаре может забацать (что он и сделал в 2018 году на одной из приватных встреч).
Режиссер Квентин Тарантино
Огорчает одно – на всю жизнь этот замечательный перец дал себе зарок снять только 10 фильмов. Чтобы, так сказать, не впасть в полноводие и маразм, которые – если реально посмотреть в прицел – настигают большинство даже талантливых режиссеров. Особенно к старости. Я уже не говорю о тех, для кого кино – просто способ набивать карманы или жевать тухлую жвачку.
Сюжет – реальность и вымысел
“Однажды в… Голливуде” – самая личная лента Тарантино. Здесь есть разные подтексты, отсылки к его детству. Из-за этого у части зрителей возникают сложности восприятия картины: в первую очередь она рассчитана на американскую публику, хорошо знакомую с историей своего кинематографа. Лента основана на реальных событиях, но только отчасти. Краткое описание содержания ленты. Действие фильма “Однажды в… Голливуде” разворачивается в конце шестидесятых годов. Известный актер Рик Далтон пытается побороть творческий кризис. В этом ему помогает лучший друг и по совместительству дублер, Клифф Бут.
Леонардо ДиКаприо в роли Рика Далтона и Брэд Питт в роли Клиффа Бута. Кадр из фильма.
Рядом с Далтоном поселяется модный режиссер Роман Полански, который снимает кино, совершенно чуждое актеру, помнившему “Золотой век” Голливуда, и находится в зените славы. Старые вестерны Далтона публике уже не нужны, и он оказывается не у дел… Вместе с Риком работу теряет и Бут, который по сути всю жизнь прожил в его тени.
Друзья никак не желают принять тот факт, что их время прошло, и берутся за любую работу. Одновременно Далтон пытается хоть как-то попасть в круг новых “звезд”. Ирония заключается в том, что для многих из них он сам является легендой и уважаемой “звездой”, хотя и не осознает этого.
Параллельно развивается другая сюжетная ветка, связанная с печально известным Чарли Мэнсоном и его сектой под названием “Семья”. Это реальная история. Секта совершала кровавые преступления в середине шестидесятых. Ее члены во всем слушались Мэнсона – преступника-рецидивиста, который 17 лет из своих 32 провел за решеткой.
Выйдя на свободу, Мэнсон собрал вокруг себя нескольких хиппи и принялся проповедовать. Его “религия” представляла собой смесь христианства, сатанизма и саентологии. Себя самого скромняга Мэнсон ассоциировал с Христом и дьяволом одновременно.
Секта, в которую входили как молодые люди, так и девушки, колесила по Калифорнии, употребляла наркотики и устраивала массовые оргии. В какой-то момент Мэнсон решил, что пора приблизить судный день и призвал своих сторонников начать резню. После этого банда совершила нападения на людей, живших в Голливуде и в его окрестностях. В числе зверски убитых были знаменитости, в том числе жена Романа Полански актриса Шерон Тейт. Красавица актриса была на девятом месяце беременности, когда банда ворвалась в ее дом… Так было в реальности. Но в фильме “Однажды в… Голливуде” представлена другая трактовка событий.
В какой-то момент истории Рика Далтона, Полански, Шерон Тейт и Мэнсона тесно переплетаются. В этом сюжете режиссер использует трюк, обкатанный им в “Бесславных ублюдках”. То есть Тарантино взял за основу реальные события и позволил себе обыграть их так, как этого требовал его замысел.
Аль Пачино сыграл роль Марвина Шварца. Кадр из фильма.
Ностальгия, мифотворчество и утраченное время
Если пытаться определить главное чувство фильма — это будет ностальгия. Тарантино с подростковым простодушием смотрит на старый Лос-Анджелес влюбленными глазами, как когда-то он глядел на него, будучи 6-летным ребенком на сидении машины своего отчима, который возил его по старому Голливуду.
Не случайно персонаж Клиффа катается на «Фольксвагене Карманн-Гиа», это машина его детства. Во многом «Однажды в Голливуде» снят с той же целью, с какой Марсель Пруст писал свой знаменитый романный цикл, а именно с целью возвращения утраченного времени. Режиссер вооружился камерой и попытался воссоздать ту самую реальность, частью которой он был в далекой молодости.
Кадиллак ДеВилль 1966 года
Это еще одно важное отличие новинки от предыдущих картин. Тарантино не случайно прозвали постмодернистом, поскольку большая часть его фильмографии построена на скрытом цитировании чужих кинолент
Лучше всего это проявилось в «Криминальном чтиве», где почти каждый кадр отсылает то к Годару, то к Хичкоку и десяткам другим режиссеров. А в «Голливуде» Тарантино, конечно, делает небольшие реверансы в сторону Серджо Корбуччи и еще нескольких предшественников, но не делает на этом акцент. Впервые за свою карьеру Тарантино создал полностью аутентичный и независимый мир, построенный не на пародии, а на личном мифе.
В своем мифотворчестве он зашел очень далеко и создал отдельные миры внутри вселенной. Именно для этой цели и были сняты долгие и выпадающие из сценария эпизоды из несуществующих пяти вестернов. Сам по себе Голливуд превращается в сказку при попадании на экран, но эта легенда преломляется еще один раз, когда нам показывают фильм внутри фильма.
В недавнем интервью Антон Долин спросил Тарантино, согласен ли тот с определением Тарковского, что кино — это запечатленное время. Тот, разумеется, согласился и добавил, что время — часть природы фильма, которую он очевидно хотел законсервировать в «Голливуде». Однако на первом уровне оно разлетается на кусочки из-за того, что 60-е годы слишком многослойны и потрепаны множественными трактовками. А вот спагетти-вестерны, снятые через дополнительную камеру, как будто навсегда застыли во времени — они именно таковы, какими Тарантино видел их в далеком детстве.
При этом не стоит поддаваться обманчивому впечатлению и думать, будто Тарантино бездумно идеализирует шестидесятые. Конечно, он сумел передать этот юношеский восторг перед миром кинозвезд, но ностальгия не заслонила его рассудок. В фильме хватает и темных сторон Лос-Анджелеса с его циничным равнодушием, показной гордостью, расизмом. Вопреки всякой политкорректности Тарантино показывает героев такими, какими они могли быть в настоящем мире. А сама индустрия кинематографа изображается без прикрас — это жестокий бизнес, где актера будут заставлять играть идиотские роли на потеху публике. Поэтому фильм получился одновременно как скорбным реквиемом по утрате великой эпохи, так и остроумным высмеиванием пороков того времени.
Мрачности происходящему также добавляет тема взросления и утраты иллюзий. Как говорил Тарантино, в каждом из персонажей есть частичка его самого, а значит, в кризисе персонажа ДиКаприо есть и личные мотивы режиссера. Каким бы ты ни был талантливым, рано или поздно возраст даст о себе знать и помешает тебе развиваться в профессии, в то время как на твою смену придет новое поколение и сбросит тебя с корабля современности. «Однажды в Голливуде» — это размышление на тему того, как можно хотя бы на минуту оставить время и замедлить движение этого судна, еще немного посидеть на его палубе и погреться в лучах былой славы.
Также в основе сюжета заложена горькая мысль о том, что даже самая красивая сказка всегда разрушится под натиском зловещей реальности. Можно долго заниматься эскапизмом и погружаться в мир опьяняющих киношных иллюзий, но рано или поздно в него вторгнется банда Мэнсона с заточенными ножами.