Spoilering

Калька на другие фильмы

Если обращать внимание на максимальное совпадение по сюжету, то определенно на ум приходит “Тихое место” 2018 года. Только если в “Птичьем коробе” нельзя смотреть на чудовищ, в “Тихом месте” нельзя было шуметь в их присутствии

Молодая семья в условия апокалипсиса бежит от злобных существ. На каждом шагу их поджидают как бытовые проблемы, так и вопросы, связанные с выживанием. В один из самых драматичных моментов фильма погибает глава семейства, пожертвовав своей жизнью ради спасения всей семьи. А теперь вопрос: отгадайте, про какой фильм идет речь? Подсказка: любой ответ правильный.

Поиски в чужих домах еды и предметов, полезных для выживания, напомнили аналогичный процесс в фильме “Дорога” режиссера Джона Хиллкоута с Вигго Мортенсеном в главных ролях. Но сравнивать эти картины даже не стану. По уровню драматизма и сюжетных переплетений – небо и земля, не в пользу “Птичьего короба”, к сожалению. Аналогии с “Дорогой” продолжается в регулярных флэшбеках, но если в картине с Мортнесеном непродолжительные сцены из прошлого раскрывали темные пятна во всей истории, то в “Птичьем коробе” отсылки назад во времени стали основой повествования. А потом чтобы не ломать голову над перетеканием сюжета из прошлого в будущее сценаристы добавили старый-добрый прием под условным названием “Спустя энцать лет”.

Путь к спасительной земле – это прямо-таки аналог “Книги Илая” братьев Хьюз. И сам факт успешного попадания туда, конечно же, классический пример хэппи-энда, но при отсутствии особого драматизма и сложности сюжета данных ход событий вообще убивает хоть какую-то изюминку в истории.

Примитивный, можно сказать, одноклеточный сюжет – главная проблема картины. Даже большая, чем игра актеров. Удивляешься, как неорганично и даже сатирически смотрелся в фильме Джон Малкович. Ему досталась вроде бы простая роль, но настолько нехотя он ее отыгрывал, настолько шаблонный получился персонаж человека-сволочи, что абсолютно не интересно было смотреть за судьбой его героя. Что применительно к персоне Малковича – нонсенс.

Остальных персонажей убирали словно в игре Чапаев – просто выбили шашки из сюжета, как будто их никогда и не было. При этом определенную роль каждый из них сыграл, но исключительно в условиях небольшого мирка, коим предстал спасительный дом в самом начале, в период первых дней апокалипсиса.

И каждый последующий виток сюжета был настолько предсказуемым, настолько заклишированным, что любые намеки на зарождавшийся интерес к картине мгновенно разметались скудной сценарной и, надо сказать, режиссерской работой.

Сюзанна Бир прежде не отмечалась какими-то достижениями в своей карьере режиссера, поэтому и неуспех “Птичьего короба” стоит воспринимать более снисходительно. Но вот за Сандру Буллок было действительно обидно. Этой картине нужна была звезда для промоушена, но можно было найти кого-то более подходящего, чью карьеру уже не жалко. Хэлли Берри, к примеру.

Библейские мотивы романа «Птичий короб» Джоша Малермана

Для любого читателя, хоть мало-мальски знакомого с Библией, аккуратные пассажи Джоша Малермана в сторону Священного Писания вряд ли могут остаться незамеченными. Ведь первое, что приходит на ум, когда узнаешь, как воздействуют монстры на людей, это фраза, касаемая описания внешности Бога: «Но ты не можешь взглянуть Мне в лицо, сказал Господь Моисею. Не может человек увидеть Меня и остаться в живых» (Исход 33:20). Если принять такую версию в качестве исходной, то другие параллели уже напрашиваются сами собой, а главное, идеально укладываются в сюжет романа:

  • нашествие тварей — это аллегория потопа, во время которого всё живое подверглось истреблению (в отличие от фильма в книге есть эпизоды с гибелью животных, посмотревших им в глаза);
  • дом на Ривербридж — аналог Ноева ковчега, а Джордж — его владелец, соответственно, Ной (затем его роль возьмёт на себя Том, а в финале — Мэлори);
  • символичное обыгрывание чисел в истории: вместе с Ноем в ковчеге находилось 8 человек — количество людей, проживавших в доме на Ривербридж вместе с Мэлори, тоже составляет 8 человек; потоп длился 40 дней и ночей, а главная героиня выжидала 4 года, прежде чем отправиться с детьми по реке к новому убежищу;
  • неизвестные птицы из коробки, которых нашёл в гараже Том, как теперь нетрудно догадаться — голуби, и понятно, почему автор не стал эту деталь уточнять в романе — слишком откровенный спойлер, догадаются даже закоренелые атеисты.

Что касается двоякого воздействия монстров на людей, то объяснение подобному эффекту в Библии тоже есть: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе» (Иоанна 4:23). Впрочем, здесь следует сделать уточнение. Дьявол тоже изначально был «светоносным» и лишь после низвержения превратился в Князя Тьмы. Кроме того, учитывая, что его главной претензией было равенство Богу, то от людей он, по логике, в случае пришествия «потребовал» бы именно такого поведения, то есть грешники получили бы возможность его видеть и страстно желать приумножения своей численности, а все несогласные с такой перспективой оказались бы обречены кончать жизнь самоубийством, закрывающим навеки возможность попасть в рай. Что собственно в истории Джоша Малермана и происходит.

Наконец, в том, что Мэлори с детьми в итоге находит приют именно в Школе для слепых, тоже проскальзывает библейский смысл: с момента грехопадения Адама и Евы мы перед Богом все слепы, даже зрячие. Что касается физического выживания при таком варианте незапланированного им апокалипсиса, то: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну» (Матфея 5:29). Потому в финале Мэлори видит не только слепых от рождения, но и ослепивших себя.

Теперь нам остаётся ответить лишь на один вопрос: если Джош Малерман явно вдохновился библейскими сюжетами и образами, то почему он не развил свою действительно очень интересную задумку до конца? Автор объяснил это следующим образом:

Потому внешние контуры монстров за их ненадобностью в сюжете так и остались размыты, а большинству читателей не удалось заподозрить в них армию ангелов смерти, легион падших или каких-то других посланников из преисподней, явившихся на Землю для уничтожения всего живого. Однако в итоге это обернулось серьёзным минусом для книги, а отзывы сплошь и рядом запестрели возмущениями по поводу огромного количества нестыковок и логических дыр. Например: зачем героине отправляться в путешествие по реке в туман, если монстрам всё равно, а она и дети в повязках на глазах? Да потому что туман — это классическая метафора перехода от тьмы к свету, своего рода символ духовной инициации, которую автор намеренно убрал из истории, а туман, как элемент эффектного декора, оставил. Ну не Данте Алигьери Джош Малерман, что тут поделать… Кстати, с «Божественной комедией» роман «Птичий короб» роднит не только начало («Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу…»), но и ещё несколько сюжетных арок.

Психо-химическое оружие

Это та версия, которую высказывает Дуглас (Джон Малкович) в начале фильма. Он обвиняет во всем Северную Корею, однако в дальнейшем эта теория не получает никаких подтверждений. Тем не менее, догадка может оказаться верной. Возможно, злоумышленники выпустили какой-то химический агент, способный доводить людей до безумия и самоубийства.

Это может позволить атакующей стороне уничтожить большую часть населения, не производя значительных разрушений. Впрочем, это не имеет смысла. Как мы узнаем из выпусков новостей, существа появляются в разных странах по всему земному шару.

В книге также указано, что монстры сводят с ума и животных, что угрожает уничтожением источников продовольствия. Чем больше думаешь об этой теории, тем менее реалистичной она кажется.

Все версии происхождения монстров из романа «Птичий короб» Джоша Малермана

Следуя канонам жанра постапокалипсис, автор с первых строк ловко нагнетает чувства страха и неопределённости, заставляя всех вокруг лихорадочно гадать о том, что происходит?

В четвёртой главе, когда Мэлори уже поселилась в доме на Ривербридж, его обитатели тоже пускаются в рассуждения о том, как выглядят существа, заполонившие планету, но в итоге всё сводится лишь к очередным домыслам.

И всё же в дальнейшем автор опровергает умозаключение главной героини, решившей, что земляне столкнулись с «необъяснимым явлением природы». Эти таинственные существа имеют некую физическую форму.

Собственно, на этой фразе Джош Малерман и останавливается в описании своих монстров. Чуть больше он даёт информации читателям об их способностях: у одних людей «пришельцы» вызывают мгновенное желание покончить с собой, других сводят с ума, заставляя слепо «восхищаться» ими, и пускаться на поиски новых «адептов» созерцания чужаков. Та же недосказанность была сохранена и создателями картины, которые, вдобавок, злорадно подкинули в историю ещё несколько противоречащих друг другу версий. Но перед тем как мы их рассмотрим, стоит детально разобраться в том, кем или чем вдохновился автор при создании своих чудовищ?

Снова «Птичий короб» Джоша Малермана и его крылатые монстры

После выхода экранизации Джош Малерман решился написать продолжение своего дебютного романа. Вторая книга теперь уже дилогии «Птичий короб» получила название «Мэлори», по имени главной героини, которая спустя двенадцать лет вновь оказывается вынужденной отправиться в путь с двумя подростками — шестнадцатилетними Томом и Олимпией. В финале истории она получает возможность посмотреть в лицо своему кошмару, но, уже не боясь его:

Во многих мифологиях и религиозных верованиях птицы ассоциируются с психопомпами существами, миссия которых состоит в том, чтобы переправлять души людей из мира живых в мир мёртвых. Вот так…

Напоследок стоит лишь упомянуть, что в таком же качестве пернатые выступают в романах Стивена Кинга «Тёмная половина» (воробьи), Хэзер Уэббер , комиксе «Ворон» Джеймса О’Барра, а также в рассказе Говарда Филлипса Лавкрафта «Ужас Данвича» (козодои). Ну и большой привет Альфреду Хичкоку с его фильмом «Птицы» (1963), ещё одному источнику вдохновения Джоша Малермана.

Как выглядят монстры «Птичьего короба» на самом деле?

В недавнем интервью сайту Bloody Disgusting актеры и съемочная группа «Птичьего короба» обсуждали неуловимых монстров, которых так и не показали на протяжении всего фильма.

Как выяснилось, в фильм едва не вошла сцена, в которой было показано, как выглядело существо. Сцена была снята, но так и осталась «на полу» монтажной комнаты.

«Было время, когда один из продюсеров говорил: «Нет, мы должны увидеть их в какой-то момент». Он заставил меня написать сцену, в которой Мэлори видит одно из существ в доме», — рассказал сценарист Эрик Хейссерер.

Итак, как именно выглядел монстр?

«Это был зеленый гуманоид с жутким лицом ребенка», — объяснила Баллок. — «Он был похож на змею. Я оборачиваюсь, и он вот так рычит. Это было смешно. Это был просто толстый ребенок».

«Все легко становится смешным», — добавила режиссер Сюзанна Бир. — «Мы на самом деле сняли это и потратили много энергии. Но каждый раз, когда я видела результат, я понимала, что это не создаст напряжения. Это будет просто смешно. Сначала Сэнди говорила «Я не хочу это видеть, потому что думала, что это будет страшно. Но потом она говорила «Не показывай мне это, потому что я буду смеяться».

Как рассказала Бир, в конечном итоге они посчитали, что существу лучше вообще не показываться в фильме, поскольку так зрители сами нафантазируют всякой жути.

Сюжет

Вся соль в том, что и одноименный первоисточник “Птичьего короба” получил не самую лучшую прессу. Излишне шаблонизированный сюжет может удивить того, кто напрочь не знаком с антиутопиями, зомби-апокалипсисами и прочими концами света.

Обычный ход событий в жизни общества прерывает неожиданная болезнь, побуждающая людей к суициду. В мгновение ока население планеты сходит с ума при виде чего-то ужасающего, чего мы так до конца фильма и не узнаем. Оказавшаяся в ходе всеобщей паники в одном доме разношерстная кучка персонажей начинает операцию по выживанию в условиях абсолютной неизвестности. Понятно только одно, на улице нужно держать глаза закрытыми, иначе появится кто-то страшный и вместе с разумом заберет и жизнь.

Главная героиня фильма – беременная Мэлори (Сандра Буллок), которой в будущем предстоит одной воспитывать ребенка. Она быстро находит общий язык с Томом (в будущем станет возлюбленным Мэл) и заодно проявляет присущие ее личности лидерские качества. А потом начинается планомерная чистка сюжета от персонажей.

Невольно дав обещание другой беременной девушке, что в случае чего возьмет бремя воспитания ее ребенка, Мэлори в мгновение ока оказывается матерью-одиночкой сразу двоих детей, пока связь с Томом не становится еще более близкой и они не сходятся в статусе любовной пары.

Самая главная особенность напасти планетарного масштаба – психически нездоровые люди невосприимчивы к синдрому суицида. Что делает эту часть населения дополнительным источником опасности, так как психи легко коммуницируют со здоровыми людьми, вынуждая их хитростью или силой взглянуть на монстров, что само собой несет смерть.

Том, Мэлори и два ребенка долгое время борются за жизнь, не имея ориентиров для спасения, пока не натыкаются на судьбоносный радиосигнал. Оказывается, есть целый лагерь людей, спасшихся от вселенской катастрофы, и они призывают к себе всех оставшихся в живых. Впереди самое сложное – добраться до спасительного лагеря. Само собой до нужного места доберутся не все.

И насчет названия. Птичий короб – это буквальное определение, коробка, в которую запихнули птиц. Пернатые создания очень чутко ощущают приближение смертоносных существ, поэтому начинают трепыхаться и чирикать в случае опасности. Но тогда вопрос: почему нужно было постоянно ходить с закрытыми глазами, ведь птицы большую часть времени сохраняли спокойствие?

Лавкрафтианские монстры

Это, безусловно, самая интересная теория, которая, на наш взгляд, представляется наиболее реалистичной. В фильме делается акцент на том, что клинические безумцы не убивают себя, увидев существ, а становятся «просветленными».

После встречи с монстрами, они все время твердят что-то вроде «это очистит мир» и «я видел правду». Один из таких людей, который одержим идеей рассказать о существах другим, — это Гэри, которого Олимпия пускает в дом с выжившими. Гэри делает зарисовки черных существ с белыми глазами, которые появляются с неба.

Конечно, это могут быть инопланетяне или существа из иных измерений, но они выглядят и «звучат» в духе Ктулху — древнего космического существа, живущего глубоко под землей.

Легендарный Х.П. Лавкрафт известен игрой с концепциями безумия в своих произведениях. Его самое известное создание — Ктулху было существом с щупальцами, которое сводит людей с ума и внушает им фанатичную преданность к себе. Именно это и происходит с «просветленными» в «Птичьем коробе».

Существа, которых невозможно воспринять человеческими глазами, появляются во многих работах Лавкрафта, например, в повести «Хребты безумия» и коротких рассказах «Дагон» и «Скрывающийся страх». Возможно, увлечение писателя таинственными сущностями, способными свести человека с ума, послужило источником вдохновения для «Птичьего короба».

Странные существа

1. Монтокский монстр

История началась, когда неизвестное существо выкинуло на берег в районе Монток в Нью-Йорке в 2008 году. Местная молодежь сфотографировала тушу и продала снимки в газеты.

С тех пор, как был обнаружен монтокский монстр, в том же районе нашли и другие туши. Появились предположения, что это черепаха без панциря, собака, большой грызун или научный эксперимент, который проводили в правительственном центре по тестированию животных.

На самом деле:

Эксперты пришли к выводу, что существо является трупом енота, что соответствовало форме зубов и лап, но у которого отсутствовала передняя челюсть. Странный вид объясняется тем, что его тело начало разлагаться.

2. Луизианский монстр

В декабре 2010 года камера неизвестного, установленная для охоты на оленей, запечатлела нечто пугающее. 

На снимке видно худое, неуклюжее, быстро передвигающееся и, судя по всему, ночное существо, которое казалось хочет проглотить вашу душу.

На самом деле:

Загадка этого существа не была разгадана, хотя многие считают что снимок был обработан с помощью фотошопа. Две компании попытались использовать снимок для вирусной рекламы. 

Так например, компания Playstation заявила, что существо было в игре Resistance 3. 

Также были и те, кто утверждал, что это «падший ангел» запечатленный на видео в лесу, появляющийся на 45 секунде.

3. Ребенок-пришелец из Мексики

В мае 2007 года мексиканский фермер Марио Морено Лопес (Mario Moreno Lopez) обнаружил странное существо в капкане для крыс. Он попытался утопить его, убив его только с третьего раза.

Существо было маленьким – длиной около 70 см с удлиненной головой, что вызвало предположения о том, что оно являлось ребенком пришельца с высоким уровнем интеллекта.

Однако скептики заявили, что это может быть рептилией или беличьей обезьяной без кожи, что объясняет наличие хвоста и спинной хребет, а также большую голову и глаза.

Сам фермер загадочным образом умер в машине при аномально высокой температуре через некоторое время после того, как утопил существо, что многие уфологии посчитали местью пришельцев за ребенка.

На самом деле:

Ученые утверждали, что зубы существа расположены не как человеческие зубы, и само оно обладает уникальной тканью, которая не была изменена, что опровергает теорию об обезьяне.

Позже все-таки племянник фермера и  по совместительству таксидермист признался, что существо было трупом обезьянки, с которой сняли кожу и уши и которую поместили в жидкости разных животных.

4. Ужас Блю-Хилл

В сентябре 2009 года четверо подростков, игравших в деревне Серро Азуль в Панаме, обнаружили странное существо, которое выбежало из пещеры. По их словам, монстр начал их преследовать, и подростки стали кидать в него камнями, пока не убили, а затем выкинули тело в воду.

В газетах существо прозвали Голлумом (герой из «Властелина Колец»), так как оно жило в пещере, а также «Ужасом Блю-Хилла».

На самом деле:

Ученые обнаружили, что рассказ подростков был выдумкой, а существо оказалось телом ленивца, которое начало разлагаться. Из-за долгого пребывания в воде, у него исчезла растительность, что придало ему раздувшийся резиновый вид.

5. Труп пришельца на церемонии в Таиланде

Некоторые утверждают, что церемонию провели, чтобы избавиться от нечистой силы, связанной с существом, другие же посчитали что жители поклонялись существу, как божеству.

На самом деле:

Были предположения, что существо являлось обезображенной коровой, хотя оно очень было похоже на гуманоида.  Многие указывают на большое число аномальных животных, появляющихся  по всему миру, и считают, что пришельцы проводят эксперименты на животных, создавая странные гибриды, которые в один день захватят мир.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинодворик Звездова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: