Фильм “вивариум”: объяснение концовки, смысл

Метафоричность «Вивариума»

Если к развлекательной составляющей фильма вопросов нет, так как общий механизм работает исправно (интрига, декорации, актёры, напряжение), то к смысловой нагрузке «Вивариума» претензии предъявлять можно и нужно. На поверхности лежат три темы, которые очевидно волновали авторов — воздействие изоляции на психику, оценка ценности жизни людей так называемого среднего класса и реакция человека на принудительную необходимость воспитания детей.

В контексте первой озвученной темы перед создателями открывались прекрасные возможности раскрытия персонажей, их сущности, целей и мечтаний. Вместо этого мы получили абсолютно не развивающихся и не меняющихся с течением времени героев. Они как не были адаптированы к взрослой жизни в самом начале, таковыми остаются вплоть до самого конца истории.

Визуальный стиль фильма был вдохновлён работами Рене Магритта

Средний класс по Финнегану и Шэнли — это абсолютно бесперспективные люди, чьей целью в жизни является продолжение рода. Всё их существование подчинено мечтам о своём доме и тому, чтобы подготовить такие же винтики бессмысленной системы. Никаких попыток поразмышлять на эту тему, однако, авторы не предлагают. Они лишь констатируют то, что кажется им правдой в последней инстанции. Никакой надежды и никакого света в конце тоннеля для таких людей создатели «Вивариума» не видят.

Этого ребёнка вы запомните надолго

Пожалуй, самой интересной поднимаемой темой является попытка создать зарисовку в духе: «А что если людям придётся воспитывать не своего ребёнка?». Но здесь мы возвращаемся к той же проблеме не развивающихся характеров персонажей. Герои Путс и Айзенберга ограничиваются стадией отрицания и размышлениями о том, хорошие ли они люди. К сожалению, столь поверхностный подход к интересному вопросу, на корню губит всю затею.

Вивариум:

постеры фильма: 2кадры из фильма: 1трейлеры: 2

Рецензии и обзоры

Белфаст: Дом, любовь и фантазия

Бране удалось сделать личную историю универсальной, создать рассказ о людях, которые ещё вчера жили в мирном городе, а сегодня чувствуют себя абсолютно потерянными

Игра теней: Идентификация Нисона

Лучше бы фильм так и оставался до конца рассудительным кино о взаимоотношениях девочки и деда, который забывает выпить таблетки

Кими: Киберпанк 2022

Вас записывают, изучают, взламывают, продают с потрохами и делают на вас огромные деньги, а заодно и превращают вас в рабов на корпоративной молотилке чужих душ

Ещё рецензии

Чем заканчивается «Вивариум»?

Том и Джемма взаимодействует с ребенком по-разному. Том испытывает к мальчику ненависть и несколько раз даже пытается причинить ему вред, однако Джемма всегда вмешивается.

Время от времени Джемма пытается поговорить с мальчиком. Она старается обходиться с ним ласково, надеясь, что он может сообщить ценную информацию о том, как выбраться, или по крайней мере начнет вести себя более адекватно.

В конце концов Том становится одержимым выкапыванием ямы на лужайке у дома, что еще сильнее усугубляет разрыв между ним и Джеммой и подталкивает ее к ребенку.

Однажды мальчик исчезает, а затем появляется со странной книгой, которая состоит из непонятных символов. Джемма пытается сыграть с ним в игру, чтобы выведать, где он был, однако ребенок надувает на шее устрашающие пузыри.

Через некоторое время мальчик превращается во взрослого человека. Джемма и Том сильно ослабли, хотя Том все еще роет с утра до ночи свою яму.

Мальчик куда-то уходит каждый день, а попытки Джеммы проследить за ним оказываются бесплодными.

В конце концов яма доводит Тома до смерти. Его здоровье быстро ухудшается, и в конечном счете он умирает на руках Джеммы. Мальчик говорит, что «Тома пора освободить», а затем приносит пластиковый мешок для тела.

Джемма, наконец, приходит в ярость и нападает на мальчика с киркой, но он убегает, подняв тротуар как ковер и юркнув в подземелье.

Джемма следует за ним и обнаруживает бесконечные параллельные миры, в которых такие же пары, как она с Томом, живут в почти идентичных условиях в компании зловещего ребенка.

Все эти люди несчастны. Один человек даже покончил жизнь самоубийством в ванной. Вернувшись в свой мир, Джемма также умирает — почти на руках у «мальчика».

Повзрослевший ребенок бросает тела в яму, которую вырыл Том, засыпает ее, а затем покидает Йондер, чтобы занять место в офисе торговцев недвижимостью.

Там Мартин занимает место своего постаревшего аналога, который затем быстро умирает. Новая пора появляется в офисе, и цикл начинается заново.

Интересные факты

  • Фильм «Вивариум» был снят в популярном жанре хоррор-притча, который прославился благодаря таким фильмам, как «Мама!», «Солнцестояние», «Ад по соседству».
  • Режиссер легко дает ответы на все интересующие вопросы зрителей, но при этом подчеркивает, что нет неправильных трактовок фильма, даже если в нем каждый увидел что-то свое.
  • Виварий – это латинизм, который широко используется в русском языке. Это означает дословно помещение, в котором удерживаются животные для изучения. В лабораториях в них создается искусственный мир.
  • Цифра на доме многими трактуется как 9 месяцев беременности женщины, хотя многие считают ее петлей, в которую попала пара.

Фильм «Вивариум» необычный вариант для вечернего отдыха, так как он заставляет задуматься над многими моментами в своей жизни. После его просмотра невозможно не увидеть, насколько сильно система влияет на каждого человека в обществе.


«ВИВАРИУМ», смысл фильма, объяснение концовки

Так о чем же это кино?

В этом странном фильме можно увидеть самый разный смысл. Первый – дети это отражение своих родителей. Лишь за редким исключением бывает по-другому. В основном же, даже при отсутствии внешнего сходства очень часто проявляется сходство внутреннее.

Второе – отношение детей к родителям зависит от того, как родители этих детей воспитали. Джемма постоянно говорила ребенку, что она не его мать. Том пытался его убить. Еще в начале самому Тому не особо нравилось, что мама Джеммы будет жить с ними, а девушка утверждала, что мама это приложение к жилью. И чем ситуации отличаются?

Третье – мы все живем в системе, все мы одинаковы и беззащитны перед ней. Даже те, кто изначально систему игнорирует своими желаниями, мечтами и даже поведением, все равно оказываются внутри нее. И не в последнюю очередь из-за внешнего давления. 

Но есть и еще один вариант и связан он с начальным эпизодом про кукушонка. Что если Мартины это некие демонические сущности во плоти или пришельцы, которых специально подкидывают некоторым родителям. Кстати, эти сущности способны проникать в разные реальности.

Им в целом вообще наплевать на тех, кто их растит. К родителям они относятся как к расходному материалу. Но и тут свою роль может сыграть воспитание. В сериале «Благие знамения» любовь близких даже Антихриста сделал хорошим человеком. Так что фильм может и бредовый, но подумать тут есть о чем.

Рецензия: Тут пусто

Гоша БЕРЛИНСКИЙ, 31 марта 2020

В своём предыдущем фильме — «Без имени» — Лоркан Финнеган запирал грустного изменяющего мужчину в мистическом лесу с гипнотизирующими деревьями. В «Вивариуме» он делает примерно так же: запирает молодую пару в идеальном доме бесконечного пригорода с гипнотизирующими идеальными облаками и максимально неидеальным чужим ребёнком, которого нужно растить. Они не могут выбраться из стерильного Зазеркалья, где не бывает ветра, всегда слишком тихо, а каждый день начинается с психологического терроризма от ребёнка, с возрастом всё больше похожего на пришельца.

Здесь можно увидеть злобную сатиру на жизнь в американской субурбии, но для этого не обязательно смотреть фильм: хватит трейлера. Пересказывать «Вивариум» интереснее, чем смотреть его. Так же, как иногда он делает завораживающую и сюрреалистичную картинку, он иногда выдает прикольные небольшие сценарные идеи, но как героев поглощает мистическая рутина одинаковых дней, так она поглощает тебя: ничего не происходит почти весь фильм. Айзенберг целый час копает дыру, потому что это единственное, что он может делать. Имоджен Путс разгадывает реальность с помощью добрых поступков. Засунуть это в короткометражное 20-минутное кино — и получилось бы великолепно. Но всё это засунули в полнометражный фильм, заставив, скорее, смотреть на то, как счастливая пара медленно, но верно умирает в прекрасном аквариуме.

Слишком быстро тут сдаются и слишком поздно решают снова дать сдачи. Последние десять минут интенсивнее, информативнее и креативнее, чем всё остальное кино, но они должны были случиться на середине фильма, а не перед финалом. Видимо, желание автора зациклить эту метафору кукушек, которая, бесспорно, красиво объясняет все странности менеджера Мартина, оказалась важнее. Но начни герои бороться с ней, начни эта реальность разрываться, кричать и сходить с ума, как в последние минуты, но минимум на полфильма, эта метафора не стала бы хуже. Зато фильм был бы лучше.

Кто такие доктор Парнас и мистер Ник?

Противостояние таинственного доктора Парнаса и харизматичного мистера Ника является основной сюжетной интригой, но кто эти двое? В самом ли деле это не более чем бывший монах, а ныне владелец балаганчика, и один из помощников черта, как пишут в некоторых рецензиях?

С мистером Ником проще: этот лощеный господин с усиками — несомненно, сам дьявол. Об этом свидетельствует как его интерес к душам, так и имя. «Старина Ник» — так в Англии издавна называли дьявола, не желая произносить его подлинное имя (ср. русское «нечистый» или «лукавый»). В мире зазеркалья Ник может предстать и в обличье гигантской змеи, точнее, змея, а змей в христианской традиции — одно из воплощений дьявола. Надо признать, что Ник в фильме — не самый злой и страшный дьявол: он не лишен юмора и даже демонстрирует склонность к честной игре. Можно сказать, что это современный дьявол-профессионал, действующий под девизом «Ничего личного».

Доктор Парнас, в отличие от Ника, фигура весьма загадочная. Его имя явно связано со священной для древних греков горой Парнас, где не только обитали музы, но и находился центр земли. К античности нас отсылает и сценический образ Антона, помощника доктора, который зазывает зрителя в костюме бога Меркурия. Но воспоминания Парнаса о периоде его монашества переносят зрителя никак не в античную Грецию.

Похоже, что доктор Парнас связан с самыми разными религиями — от политеизма до буддизма. Он обладает сверхъестественными способностями: его «Воображариум» работает лишь в том случае, когда Парнас впадает в транс. Он на равных состязается с дьяволом. Хотя он уже не бессмертен, на смертного он тоже походит мало, несмотря на очень человеческую склонность напиваться в момент отчаяния. И, главное, он, как и Ник, творит свою вселенную.

Все это позволяет предположить, что доктор Парнас — нечто вроде доброго странствующего божества, покровителя искусства и фантазии. Остается выяснить, зачем он странствует со своим балаганчиком.

Смысл концовки

Смысл концовки фильма «Вивариум», опять же, стоит интерпретировать, исходя из того, что это по сути притча.

Финал картины трагичен: вырастив ребёнка, Том и Джемма погибают. Произошло то, что создатели вивариума и обещали – надпись на коробке «… will be released» об этом гласила. Ведь «освобождены» не значит «отпущены на волю», освобождение вполне возможно и с помощью смерти. Героев «затянуло в петлю». Здесь работает образ цифры девять (номер дома в Йондере, где происходит действие). Режиссёр говорил, что это не только отсылка к девяти месяцам беременности, но и образ круга-петли.

Перед смертью Джемма видит параллельные реальности, которые мало чем отличаются от той, в которой пребывала она с Томом. Оказывается, что примерно так, как они, жили и остальные подопытные.

Система переработала героев, получив новый винтик в лице повзрослевшего подкидыша, сменившего на посту другого агента. Вероятно, он подобно «предыдущему Мартину» точно также пусто и одновременно безукоризненно проживёт свою короткую жизнь.

Попытка Тома найти выход из замкнутой системы – копание ямы. Кадр из фильма.

Концовка не даёт подробного объяснения истинных целей «инопланетян» или описания устройства вивариума. В контексте мотивов хозяев Йондера разбор отдельных деталей сюжета тоже мало что принесёт. Важнее мысль, которую пытались донести режиссёр и сценарист. Точнее, мысли и чувства которые приходят в голову зрителям после просмотра.

Сюжет

Молодая пара Джемма и Том думает о покупке своего первого дома. В поисках хорошего варианта, они встретились со странны, но убедительным агентом по недвижимости, который отвез их в пригород под названием Йондер. Изначально загородная застройка кажется идеальным местом, где почти любой желает иметь семейный дом.

Но вещи принимают очень мрачный оборот, когда агент по недвижимости оставляет их там. Когда они пытаются уйти, они понимают, что каким-то образом оказываются в кругах и возвращаются в свой Дом № 9. То, что начиналось как мечта владеть новым домом, вскоре превращается в кошмар для этой пары.

Расшифровка сюжета

Прежде чем дать объяснение фильму «Вивариум» следует учесть, что он снят в популярном сейчас специфическом жанре (в духе картин: «Солнцестояние», «мама!», «Ад по соседству», «Комната желаний») — это хоррор-притча.

Иначе говоря, понимание того, на что происходящее в фильме похоже, имеет гораздо большее значение, чем то, что конкретно происходит по сюжету. В этой связи знаковой является фраза Мартина в завязке, суть которой в русском переводе потерялась. Буквально он сказал следующее: «Берегитесь, вы двое вот-вот войдёте в аллегорию».

С другой стороны. для каждого смысл фильма будет своим. Сам режиссёр Лоркан Финнеган в интервью подчёркивает, что нет неправильного объяснения фильма, хотя при этом и даёт прямые ответы на ряд интересующих зрителя вопросов.

Начнём с вещей, которые вряд ли получится оспорить, поскольку создатели картины делают на них очень яркий акцент. Так, само за себя говорит название фильма: «Вивариум» По-русски правильнее было бы сказать «виварий» – такой латинизм давно существует в нашем языке. Но отечественные локализаторы, видимо, решили в рекламных целях сохранить загадочность звучания, подходящее фильмам ужасов. Это слово означает помещение для содержания и разведения животных, которые используются в опытах. Главные герои и являются по сути лабораторными крысами для создателей этого искусственного мира.

Начало района Йондер. Кадр из фильма.

В начале нам показывают птенца кукушки. Известно, что эти птицы подкидывают свои яйца представителям другим пернатых. То же самое произошло в фильме: некие существа подбросили молодой человеческой паре своего «кукушонка».

Но если птицы действуют инстинктивно, то главные герои поддались влиянию системы. Неспроста нам показывают разговор сомневающейся Джеммы и её знакомой, у которой уже есть ребёнок и которая подталкивает девушку «свить своё гнездо». Том тоже сомневается по поводу того, стоит ли торопиться с покупкой дома и дальнейшей семейной жизнью.

Это можно сказать по его поведению в агентстве недвижимости и по тому, с каким выражением лица он подпевает песне в автомобиле. Мартин, типичный винтик системы, напоминающий агента Смита из «Матрицы» (на него же будет похож и «кукушонок» со своим чёрно-белым деловым костюмом), манипулирует молодыми людьми, используя типичный для продавцов трюк: «Торопитесь — всё могут раскупить».

Финнеган в интервью на вопрос о создателях «Йондера» (очевидно, искажение от «wonder» – прекрасный, замечательный) говорит: «Эти существа ориентируются на желания людей, но, поскольку сами людьми не являются, они не могут дать то, что вы хотите. Поэтому они дают то, что, как вам кажется, вы хотите».

И действительно, герои приобретают дом, у них появляется ребёнок — об этом мечтают многие. Но суть в том, что желания как у всех — ничто без индивидуального наполнения, без собственных чувств. Яркая идиллическая картинка на рекламном плакате — это лишь образ в коллективном бессознательном.

Но на него клюют те, кто одурманен системой и не прислушивается к своему внутреннему голосу. «Вкусное» предложение от ушлого продавца на деле оказывается безвкусицей, также как и подаренное «фирмой» шампанское с клубникой. Здесь, помимо прочего, можно увидеть сатиру на капитализм и общество потребления.

Кадр из фильма.

Герои не могут найти выход из вивариума — их разум слишком зашорен системой. Им остаётся только следовать указаниям создателей этого жуткого мирка и дальше: принять ребёнка и воспитывать его. Том делает попытку убить мальчика, а Джемма — наоборот, подружиться с ним. Но никто из них не доводит дело до конца — систему сломать не удаётся.

Джемма остаётся в гнетущем одиночестве наедине с ребёнком-монстром, а Том каждый день «ходит на работу», лишаясь сил и здоровья. Очень похоже на жизнь несчастных семей, погрязших в рутине.

Подкидыш, если не принимать во внимание его физические отличия, тоже похож на типичного ребёнка в глазах своих родителей. Он принимает от них ресурсы, требует внимания, капризничает

Кем был мальчик на самом деле?

Хотя в фильме на это нет явных указаний, сюжет «Вивариума» — это рассказ о похищении инопланетянами. Фильм начинается с кадров со свежевылупившимся кукушонком, который выталкивает из гнезда других птенцов.

Это явление действительно распространено в природе — некоторые птицы откладывают яйца в чужие гнезда, тем самым заставляя других птиц выращивать своих детенышей.

Кукушонок в конце концов становится настолько большим, что превышает по размеру птиц, которые его вынуждены кормить. Это отсылка к финалу фильма.

«Виварий» знакомит нас с инопланетянами, которые используют стратегию кукушки. Они вторглись на Землю и заставляют людей выращивать своих потомков, заманивая их в ловушку «Йондера».

Так же, как самки кукушек способны нести яйца, похожие на яйца птиц, которым их подбрасывают, вид «Мальчиков» умеет довольно близко (но не идеально) подражать людям.

Том и Джемма замечают, что с Мартином что-то не так, когда приходят в офис по продаже недвижимости и наблюдают за его странным поведением. Голос мальчика определенно не похож на нормальный голос человеческого ребенка.

Теорию о похищении инопланетянами подтверждает странный инопланетный язык, на котором написана книга мальчика и узоры, которые появляются на экране телевизора.

В одной из сцен Джемма просит мальчика изобразить человека, который дал ему книгу и ребенок начинает надувать на своей шее странные пузыри.

Как Джемма нападает на «ребенка» с киркой, он опускается на четвереньки и бегает, как животное. Все это указывает на то, что это замаскированный представитель инопланетной расы.

Судя по концовке «Вивария», пришельцы быстро стареют — всего за три месяца мальчик выглядит как шестилетний, а весь жизненный цикл у него, похоже, составляет всего несколько лет.

Эти существа поддерживают свою популяцию, заманивая в ловушку «Йондера» человеческие пары и заставляя их воспитывать своих странных детей. Когда каждый новый «Мартин» достигает зрелости, она заменяет старого. Инопланетяне не привязываются к своим приемным родителям и не скорбят о них, когда они умирают.

Объяснение сюжета фильма

Итак, что мы имеем? Мужчина и женщина хотят вывести свои отношения на новый уровень. Они находят дом в пригороде, а скоро в их доме появляется младенец. Кажется, ничего необычного. Единственная странность здесь — то, что все это происходит против воли главных героев.

На самом деле, режиссер Лоркан Финнеган таким странным образом пытался показать, как брак и рождение детей разрушают отношения в парах. В самом начале мы видим счастливых и влюбленных ребят, которые действительно хотят быть вместе. Но вся эта история с домом постепенно подрывает их доверие друг к другу.

Режиссер довольно безапелляционно высказывается и о детях. В его фильме ребенок — это существо, которое удерживает родителей и не дает им делать то, что они хотят. На самом деле, фильм — идеальная иллюстрация движения чайлдфри.

То и дело автор намекает зрителям, что появление ребенка на свет может превратить его родителей в рабов. Доказываю на примере. В фильме есть фрагмент, в котором Джемма лежит на кровати вместе с ребенком. Мальчик обнимает ее и засыпает. При этом героиню нам показывают через прутья детской кроватки, стоящей рядом. Таким образом создается впечатление, что героиня находится в клетке. Идеальная метафора о сложности родительских обязанностей.

Также режиссер наглядно показывает зрителям, какие этапы проходят пары в период семейной жизни.

  1. Страсть, влюбленность. На этом этапе герои находятся до заселения в дом и спустя несколько дней после этого.
  2. Угасание страсти и возникновение первых конфликтов. Сценаристы специально делают на этом акцент: в один из дней Том отказывается заниматься сексом с Джеммой. Вроде мелочь, но героиня сразу понимает, что между ними теперь лежит пропасть.
  3. Отдаление. Данный этап наступает ближе к середине фильма. Тому теперь интереснее рыть яму во дворе. Джемма его не понимает, поэтому они практически не общаются.
  4. Смирение. В какой-то момент главные герои понимают, что все еще любят друг друга, что они прошли слишком долгий путь, чтобы окончательно отдалиться. Именно поэтому в период болезни Тома между ними происходит сближение.

Таким образом, фильм является очень своеобразной сатирой на жизнь среднестатистического человека. Того самого человека, который создает семью, потому что так надо, рожает детей, хотя не хочет их воспитывать, а после чувствует себя пленником сложившейся ситуации.

В чем настоящий смысл фильма?

Известно немало историй о «пригородном аду», и авторы «Вивариума» не стесняются использовать популярные мотивы. Фильм напоминает «Синий бархат», классические эпизоды «Сумеречной зоны» и работы Йоргоса Лантимоса.

По сути, это знакомая история об удушающей природе на первый взгляд идеальной жизни, которая предлагается массам. Мечта о белом заборе и аккуратном домике остается распространенным стереотипом, хотя в ряде стран она оказывается все менее достижимой.

Том и Джемма буквально застряли в ловушке представлений о том, что пара «должна делать». Их втягивают в пригородную жизнь, которую они презирают, в рутину, которую они ненавидят. Им подсовывают ребенка, которого никто из них не хотел.

В итоге они становятся заложниками жизненного пути, который заканчивается их смертью. Их тела остаются гнить рядом с домом, из которого им не удалось вырваться.

Любопытно, что Том и Джема никогда не задаются вопросом, почему они оказались в ловушке «Йондера» и играют по его правилам. Они просто продолжают это, потому что «должны».

Это делает «Вивариум» особенно интересным. Люди продолжают придерживаться социальных норм даже когда те становятся все менее достижимыми и желанными для молодого поколения.

Тем не менее, даже сегодня образ счастливой пригородной пары с детьми и ипотекой во многих странах считается стандартным образцом жизни. Том и Джемма оказались пленниками «Йондера» не потому что их доставили туда силой — они пришли сами. И это делает их судьбу еще более ужасающей.

Том и Джемма не хотели ребенка, но общество «Йондера» требовало этого. Это простая метафора, но большинство подобных историй заканчиваются хорошо, показывая, что мучения были вознаграждены. В «Вивариуме» этого нет.

Даже когда Джемма проявляет к мальчику теплоту, она не позволяет ему называть себя матерью. Умирая, она говорит: «Я не твоя чертова мать», и это последний бунт против мира, который обманул и обокрал ее.

Неканонический взгляд на семью и родительство

Многие критики в своих рецензиях на фильм обвиняют авторов в спорной морали, которую они якобы доносят до зрителя: «Семья и дети не приведут ни к чему хорошему». Но всё далеко не так просто и поверхностно.

И нам это показали в эпизоде, когда Джемма начала находить общий язык с «кукушонком». Немного доброжелательного отношения — и тот начал раскрываться, даже был готов рассказать свою тайну. Но девушка испугалась и отвергла ребёнка.

Героям катастрофически не хватило любви — друг к другу, к подкидышу и к жизни. Если бы они осмелились её проявить, возможно, тем самым они бы сломали систему и конец был бы другим. Та же проблема во многих реальных семьях: люди просто живут как все, растят детей без любви, «как могут» и умирают в глубоком разочаровании.

Концовка и скрытый смысл

Далее поговорим о смыслах, заложенных в фильм его создателями. В чем смысл фильма Вивариум? Перед нами эксперимент, связанный с похищением людей некой формой внеземного разума. Поселок, в который помещают Тома и Джему, оказывается Вивариумом, то есть местом, предназначенном для содержания подопытных животных. Искусственно созданное пространство поселка Yonder многомерно, его материя отличается от привычной для нас.

Выхода нет

Другие подопытные пары располагаются в соседних типовых домах по вертикали. Однако эта вертикаль является замкнутой, поэтому попытки Джеммы выбраться из вивариума оборачиваются возвращением к исходной точке — к дому номер девять.

Происходит это посредством создания ячейки общества. По расчетам гуманоидов, мужчина и женщина должны растить суррогата, как родного ребенка, в максимально приближенных к естественным условиям, обучать его знаниям о мире, социальным нормам. Однако гуманоиды не учли, что при воспитании потомства люди руководствуются не только и не столько инстинктами, сколько чувствами.

То, что паре придется растить суррогата предсказано посредством метафорической сцены, открывающий фильм. В ней кукушонок выбрасывает из гнезда птенцов другого вида, занимая их место. По-видимому, основной целью гуманоидов является не просто научный эксперимент, а незаметное внедрение в жизнь обитателей Земли.

Том и Джемма поначалу не принимают и открыто ненавидят гибрида человека и гуманоида, которого им подбросили, словно кукушонка. Суррогат растет не по дням, а по часам. В ответ на неприязнь родителей он ведет себя агрессивно. Но, если с течением времени в Джеме срабатывает материнский инстинкт, то Том пытается избавиться от ребенка и выбраться из вивариума.

Финальный аккорд

Чем закончился фильм Вивариум? Бесчеловечность суррогата вскоре заставляет и Джему вернуться к реальности.

В чем смысл фильма Вивариум? Лента ставит перед зрителем нравственные вопросы. Можно ли вызвать в человеке любовь искусственным способом? Возможно ли истребить в людях стремление к свободе? Может ли нечто идеальное и совершенное вызывать у нас искренние чувства? Фильм, безусловно, дает отрицательные ответы на эти вопросы.

Идея о том, как за фасадом мирной жизни в уютном тихом городке скрывается зло, стала уже почти классической для кинематографа. Теперь суррогат может выполнять роль очередного вербовщика наивных землян для продолжения чудовищного эксперимента. Таким образом, все стадии детско-родительских отношений просто не могли быть пройденными в условиях Вивариума.

Некоторые зарубежные и русские кинокритики справедливо увидели смысл фильма Вивариум в виде краха американской мечты о мирной семейной жизни в тихом пригороде. Ведь идеальная застройка с симметричными улицами вызывают у героев сначала тошноту, затем отвращение, а потом и животный страх.

Объяснение концовки

А теперь самое интересное. Сразу скажу, что буду рассказывать со всеми спойлерами. Так что если не смотрели фильм, лучше пролистните эту часть.

Фильм заканчивается следующим: Том умирает, а Джемма пытается убить повзрослевшего ребенка, которого они воспитали. Этот самый человек отбивается от главной героини и в буквальном смысле поднимает асфальт, как одеяло и ныряет вниз. Джемма следует за ним и видит там несколько семей, попавших в аналогичную ситуацию. Эти люди также были заперты в доме и не смогли выбраться.

В итоге главная героиня умирает, сын сбрасывает ее тело в ту яму, которую вырыл Том и уезжает. Он приходит в агентство по недвижимости и видит, что прежний сотрудник, показавший дом Джемме и Тому, умирает. Странноватый паренек упаковывает тело сотрудника в мешок и занимает его место.

Теперь постараемся разобраться во всем этом с самого начала.

1 Что видит Джемма, когда бросается в погоню за своим сыном?

Самое простое объяснение — она попадает в тайное хранилище тех, кто устроил эксперимент. Там она видит своих предшественников и их судьбы. Но мне больше нравится версия о том, что это просто аллюзия на всех среднестатистических людей, проходящих одинаковых, по сути, жизненный цикл.

2 Почему сын не спасает Джемму и сбрасывает ее тело в яму?

Тут тоже все просто: эта высказывание на тему проблемы отцов и детей. Джемма никогда не любила мальчика, не пыталась его воспитывать, не обращала на него внимания. Как результат, он так безучастен к ее страданиям. Сбрасывая тело матери в яму, юноша говорит: «да, пофиг». Это именно то, что он слышал от матери, то, чему она его научила. Она не научила его сострадать, любить, не воспитала. Чего еще она могла ждать?

3 Почему сын занимает место прежнего менеджера?

И опять же, это высказывание об однотипности жизни большинства людей. Один человек умирает, сын главных героев занимает его место. Причем о прежнем сотруднике все тут же забывают. Привычное течение жизни.

Конечно, можно воспринимать картину на простом уровне: что какие-то сумасшедшие ставят эксперименты над парами, запирая их в домах. Но гораздо интереснее изучать ленту «Вивариум», как социальное высказывние. Тут есть и отсылки к Библии, и метафоры, и тайные посылы. Одним словом, очень интересное и нетривиальное кино.

Фото: кадры из фильма «Вивариум»

В чем смысл финальной сцены?

Утратив свой фургон и дочь, доктор Парнас оказался в весьма скверном положении. Он ужасно выглядит и не решается показаться на глаза Валентине, чьи дела, наоборот, идут блестяще: она получила все, о чем мечтала. Но значит ли это, что Парнас проиграл? Нет, конечно. Во-первых, его волшебный балаганчик — пусть в виде кукольного театра — продолжает существовать и пробуждать фантазию зрителей. Во-вторых, Валентина не досталась дьяволу: она живет в обычном мире нормальной жизнью. Таким образом, очередной раунд вечной битвы Бога и дьявола в сердцах людей, о которой писал любимый Гиллиамом Достоевский, опять закончился ничьей.

Современное воспитание и ответственность

Постепенно Джемма (играет ее Имоджен Путс «Ночь страха») вроде бы принимает свою роль, а вот Том становится все хуже. Сначала он копает бесполезную яму, потом закрывает пацана в машине, запрещает кормить его, типа если помрет, то их возможно отпустят.

Тут же опять отсылка к современному воспитанию

Родители не особо обращают внимание ребенка, ведут себя так, словно его нет. Ребенок же постоянно копирует родителей, закатывает истерики, когда хочет есть, и постоянно смотрит зомбоящик

И вот когда дети начинают вести себя странно, демонстрируют нечто, что родителям не нравится, например, жуткую шею, то проще всего сказать «я не твоя мать» и скинуть с себя всю ответственность за неправильное воспитание. Но разве не так бросают кукушки мамы своих детей?

Кадр из фильма «Вивариум»

О чём фильм

Прежде чем дать объяснение концовки фильма «Вивариум», напомним сюжет. Молодые люди Том и Джемма планируют съежатся и находятся в поисках подходящего жилья. Они приходят в агентство недвижимости, где их встречает странный агент по имени Мартин.

Пара выезжает вместе с ним в район под названием «Йондер», состоящий из одинаковых частных домов. Здесь безмолвно и пусто, нет людей и всё как будто искусственное. Мартин показывает клиентам дом номер девять и куда-то исчезает. Том и Джемма пытаются уехать из Йондера, но всё время дорога приводит их обратно. В итоге, топливо в автомобиле заканчивается и молодые люди решают остаться в доме на ночлег.

Джесси Айзенберг, Имоджен Путс в главных ролях пары Тома и Джеммы. Кадр из фильма.

Утром Том забирается на крышу и видит, бесконечную цепочку домов. Пара пытается ориентироваться по солнцу и идти через дворы, но ничего не выходит — они снова возвращаются к злополучному зданию. Рядом оказывается посылка с едой и другими вещами первой необходимости. Том, пребывая в ярости, поджигает дом.

Наступает следующий день и оказывается, что дом цел и невредим. Приходит новая посылка, на этот раз с живым ребёнком. Послание на коробке гласит: «Вырастите дитя и будете освобождены».

Тому и Джемме не остаётся ничего иного, кроме как согласиться на это условие. Им приходится поселиться в доме номер девять. Жизнь молодых людей превращается в тяжёлую рутину, их физическое и психическое состояние ухудшается с каждым днём. Том в поисках выхода из положения начинает рыть искусственную землю рядом с домом. Это занятие затягивает его с головой, под землёй он слышит загадочные звуки.

Подкидыш растёт в буквальном смысле не по дням, а по часам и всего за несколько месяцев становится семилетним ребёнком, но со взрослым голосом. Он требует к себе внимания, добивается своего с помощью крика, неотрывно смотрит на узоры по телевизору, а затем начинает куда-то регулярно уходить.

Однажды мальчик появляется с книгой на неизвестном языке. Джемма делает попытку выяснить, в чём смысл написанного и кто её подарил. В ответ на просьбу изобразить дарителя мальчик превращается в подобие монстра, что сильно пугает девушку.

Подкидыш быстро становится взрослым мужчиной. Том, продолжая копать яму, натыкается на мёртвое тело в мешке для трупов — очевидно такого же обитателя вивариума, которого настиг печальный конец.

Выбравшись наверх, он умирает на руках у Джеммы. Девушка просит выросшего подкидыша ей помочь, но тот лишь приносит ещё один мешок для трупов, куда помещает тело Тома. Джемма делает попытку убить приёмного сына, но безуспешно. В погоне за ним она попадает в некий коридор, где видит похожие дома с другими парами, у каждой из которых также растёт странный ребёнок-монстр. Джемма умирает, а подкидыш хоронит её в той же яме рядом с домом, после чего уезжает.

В финале картины подкидыш приезжает в агентство по недвижимости, где сменяет постаревшего Мартина, забирая даже бэйдж с его именем. Новый агент приветствует очередную пару, которая подыскивает дом.

Почему Шепарда играют четыре разных актера?

Первоначально Тони Шепарда должен был играть один актер — Хит Леджер, неожиданно скончавшийся в разгар съемок. Перед Гиллиамом встала непростая задача, которую он разрешил таким образом, что роковое стечение обстоятельств пошло фильму на пользу. По новой версии сценария Тони меняется в зазеркалье в зависимости от того, кто на него смотрит и каким хочет его видеть. В исполнении Джонни Деппа, Джуда Лоу и Колина Фаррелла зритель видит трех Тони — разных и в то же время неуловимо похожих. Такой ход не только спас фильм, но и придал ему дополнительную глубину. Кстати, свои гонорары Депп, Лоу и Фаррелл отдали маленькой дочери Леджера.

В чем смысл сюжетной линии Тони Шепарда?

Загадочный авантюрист Тони Шепард — воплощение столь чуждой Парнасу деловой и прагматической стихии. Он наглядно показывает, что происходит с духовностью, фантазией, религией и прочими тонкими материями, если они попадают в руки дельцов. Поначалу грамотный пиар обеспечивает приток неофитов, касса быстро пополняется, но заканчивается все полным крахом.

С появлением Тони Шепарда волшебство превращается в средство наживы, а это значит, что мир доктора Парнаса обречен. Увы, ныне и религия, и искусство, и духовные практики в большинстве своем стали вариантами бизнеса. Примечательно, что знаки на лбу Тони, отчетливо видные в тот момент, когда его вынули из петли, подозрительно похожи на масонские.

Намекает ли режиссер тем самым, что современные духовные учения и околорелигиозные течения, такие, как New Age, находятся в руках масонов? Кто знает. Прелесть фильма в том и заключается, что там не подают идеи прямо, «в лоб», и ничего не навязывают. Но очевидно, что подлинным соблазнителем для всех, и в том числе для Валентины, является не старомодный Ник, а Тони.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинодворик Звездова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: