Another Earth
Перво-наперво хотелось бы разобраться с «фантастикой», которая заявлена чуть ли не основным жанром этого фильма. Увы, но как раз любители научной фантастики будут разочарованы первыми. «Другая Земля» – это что угодно, но только не фантастика. Это притча, если хотите, или даже магический реализм, но никак не старая добрая сай-фай.
Единственное фантастическое допущение фильма: в космосе внезапно появляется точный клон Земли. Откуда он появился – непонятно. Земля-2 возникла из ниоткуда, нагло поправ законы физики и серьёзно повлияв на психическое состояние человечества. Одна мысль о том, что на далёком голубом шарике, висящем в ночном небе, живёт точная копия тебя – способна довести до безумия. И доводит, что характерно.
Впрочем, история необычной планеты проходит в фильме лишь фоном – прорываясь к зрителю сквозь обрывки радиопередач, фрагменты телевизионных новостей и случайно обороненные фразы персонажей второго плана
Основной же сюжет «Другой Земли» вращается вокруг судьбы бывшей студентки, которая в пьяном виде врезается в машину известного композитора, по неосторожности убив всю его семью
При этом нетрудно заметить, что подсюжет о загадочной планете выступает лишь в роли доступной аллегории
В некоторые моменты фантастическая подкладка «Другой Земли» кажется совершенно ненужной и избыточной, однако понимание её важности приходит позже. Отсечь эту часть сюжета – всё равно что сделать сценарию лоботомию
Всех нюансов раскрывать не буду, однако замечу, что сценарий меня очень порадовал. «Другая Земля» чем-то напоминает возведение карточного домика – постепенное строительство сложной конструкции из отточенных до блеска карт-кадров. Фильм может показаться жутко скучным, особенно если мозг привык воспринимать только мейнстрим, однако лично я не могу найти в фильме ни одной сцены, которую можно было бы вырезать или сократить. Все карты стоят на своих местах, и случайный сквозняк этот домик не разрушит. Сценарий очень умный.
Но более всего пробирает здешняя атмосфера – тяжелая, некомфортная, сравнимая лишь пробуждением от холода туманным зимним утром. Ну, знаете, когда из-под одеяла вылезать не хочется… На экране полностью отсутствуют любые тёплые оттенки – только лишь смешиваются синие, зеленые да серые краски.
На самом деле про фильм можно говорить много и долго – он интересен во многих аспектах. Обильное количество деталей четко и ясно рисует нужную режиссеру картинку, создаёт настроение. Но обо всем не расскажешь – подобные разговоры гораздо лучше идут с хорошим собеседником под кружку пива, нежели наедине с клавиатурой.
Но главное, что хочется сообщить – Майк Кэхилл снял «Другую Землю» с ясным осознанием того, что он хочет сказать… и что хочет показать. Я всегда ценю это в фильмах. Здесь нет типичной голливудской отстраненности, когда режиссер создает фильм чисто механически, когда постановщику плевать, что именно снимать. В случае «Другой Земли» всё по-другому – это очень личное кино, можно сказать – с автографом создателей. Я бы даже сказал, что в нём есть душа, но это выражение уже слишком поистрепалось.
Но что-то в нём есть, это точно.
Сюжет фильма
Новый фильм ужасов «Мы» создан американским режиссером и сценаристом Джорданом Пилом. Это его вторая картина из серии хоррора. Первым был проект под названием «Прочь», получивший премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
События фильма происходят в Калифорнии, США. 1986 год. Девочка-подросток Аделаида приезжает с родителями на пляж Санта-Крус в парк развлечений.
Джордан Пил
Ослушавшись родителей, она уходит прогуляться по округе. Попав в дом с зеркалами, девочка пережила сильный стресс. От страха она даже ни с кем не разговаривает.
Далее события картины переносятся в наши дни. Прошло больше тридцати лет. Уже взрослая Аделаида вместе с мужем Гейбом и детьми приезжает на отдых в домик у моря.
Дети героини – Зора и Джейсон. Девочка очень подвижная, любит бегать, много читает, особенно ее интересуют теории заговоров. По характеру ее брат совсем не похож на Зору. У замкнутого мальчика есть одна своеобразная привычка – щелкать зажигалкой.
Отец семейства приобретает лодку. Ему не терпится ее опробовать, поэтому он уговаривает жену и детей отправиться на пляж Санта-Крус. Здесь у них происходит неожиданная встреча с давними приятелями Тайлорами.
Однажды вечером Джейсон вошел в комнату родителей и сказал, что на улице стоят какие-то люди. Это оказались двойники всех членов семьи.
Люди в красных робах проникают в дом. Все, за исключением Рэд, не могут говорить. Двойник Аделаиды сдавленным голосом говорит о том, что женщина всегда имела личную «тень», вынужденную жить по подобию своей «хозяйки», даже если ей этого не хотелось.
Цель Двойников – месть и убийство семейства Уилсонов. В отличие от Тайлеров, им удается спастись. Оказывается, что подобная ситуация происходит по всей Америке. Во время побега Джейсон попадает в руки Рэд. Мать спешит на помощь своему сыну.
Почему «Ремесло» убило одних людей и не убило других?
научно-фантастический инопланетянин в доме Пила Неа является естественным хищником и поэтому в определенной степени реагирует эмоциями, особенно если ему бросают вызов. В начале фильма OJ предупреждает людей на голливудской съемочной площадке, чтобы они не смотрели его лошади в глаза, так как это пугает ее и заставляет набрасываться. Точно так же действует «Ремесло» — волевое существо, которое гневно реагирует, когда чувствует, что ему угрожают. В этом отношении все сводится к зрительному контакту или наблюдению, заставляющему «Корабль» атаковать, из-за чего он всасывал Юпа и его аудиторию. Это несколько раз щадило OJ, поскольку он применял ту же технику, что и со своими лошадьми, а именно: не спускал глаз и отводил взгляд, показывая, что он не представляет угрозы. Он также служит метафорой для Неа, доказывая, что те, кто не может оторвать глаз от зрелища, в конечном итоге упускают из виду опасность, в которой они находятся, — заботясь больше о том, чтобы их развлекали, чем о том, чтобы жить.
Трудности перевода
Почему фильм «Прибытие» кажется таким злободневным? Кажется, на Землю ещё не опускались корабли пришельцев, и спасать мир пока не нужно… Однако главная проблема, с которой сталкивается Луиза Бэнкс и другие учёные — это не общение с гептаподами. Это общение между разными государствами. Поначалу учёные налаживают тесный контакт и всеми силами стараются решить общую задачу. Но затем неправильная трактовка гептаподских слов заставляет Китай и Россию выйти из союза.
Зачем гептаподам понадобился этот глобальный тимбилдинг? На этот вопрос мне ответить трудно. Они могли бы сразу выйти на Луизу Бэнкс и передать ей свои знания. Вместо этого каждой стране, в которой приземлилась капсула гептаподов, выдали 1/12 текста — задача человечества состояла в том, чтобы этот текст сложить по кусочкам. Но люди со своей задачей не справились. Хотя, казалось бы, гораздо проще понимать друг друга существам одного биологического вида, говорящим на не таких уж разных языках (если сравнивать с гептаподским). Однако люди не сумели договориться между собой, а Луиза Бэнкс и гептаподы — сумели.
Круги, циклы и палиндромы
Круги и замкнутые циклы в «Прибытии» встречаются повсюду. Сама структура фильма циклична: нам кажется, что фильм начинается с прошлого Луизы Бэнкс, и сама героиня рассказывает об этих событиях, используя прошедшее время. Но в финале становится ясно, что начальные кадры изображали будущее Луизы. Для неё самой время замкнулось в круг после того, как она стала понимать язык гептаподов.
Время гептаподов циклично. Они говорят о будущем, как о свершившемся факте. Они знают, что через три тысячи лет им понадобится помощь землян — этим они мотивируют своё прибытие на Землю. Когда один из гептаподов погибает, его напарник говорит о нём, что он «находится в стадии смерти» (в оригинале — death process). Для нас смерть — это точка, финал, за которой ничего нет. У гептаподов иной концепт смерти: это не точка на отрезке, а процесс, стадия временного цикла.
Письменность гептаподов напоминает круги. Луиза Бэнкс отмечает, что пришельцы используют нелинейную орфографию, то есть их письменность не предполагает последовательного составления предложения из слов, а слов — из звуков и букв. Логограмма — основная единица их языка — выражает законченную мысль. Поэтому так трудно понять их язык людям, привыкшим собирать свои мысли из отдельных слов.
Ключик к пониманию роли кругов и циклов в фильме — это разговор Луизы и её дочери Анны (в оригинале Hannah). Мама объясняет, что имя девочки — это палиндром. С какой стороны его ни читай, всегда будет одно и то же. Как и имя дочери, время для Луизы обретает два направления — назад и вперёд.
Актеры и персонажи [ править ]
Главная править
- Натали Мартинес в роли Габриэлы Чейз, ветерана вооруженных сил, заключенного в тюрьму за убийство ее матери. Находясь на Ай-лэнде, ее убедили, что она убила свою мать. Она обнаруживает, что замужем за Купером. После того, как Купер признается в обвинении Чейза в убийстве ее матери, ее освобождают из программы I-Land и выводят из камеры смертников.
- Кейт Босуорт в роли Кей Си, ранее подвергавшейся жестокому обращению жена и официантка, заключенная в тюрьму за убийство двух своих сыновей. Она флиртовала с официанткой, и у нее был роман с мужчиной из Чикаго. Узнав об этом, она была насильно утоплена и чуть не убита в кухонной раковине своим жестоким мужем, когда она сказала ему, что не любит его. Он освобождает ее от утопления и говорит, что она может развестись, но она никогда больше не увидит своих сыновей. Затем она накачала своих двух маленьких сыновей лекарством от кашля и поехала в океан, чтобы утопить их. Позже она попыталась покончить жизнь самоубийством, ударив себя ножом в живот на глазах у мужа.
- Рональд Пит в роли Купера, изуродованного бывшего военачальника, ставшего фермером. Он женат на Чейза. Он случайно убил свекровь во время драки. Он инсценирует это, чтобы выглядеть как взлом, но они оба арестованы за преступление. Вспоминая это воспоминание, он случайно выстрелил Моисею в живот, убив его.
- Кайл Шмид в роли Мозеса, бывшего правозащитника, который планировал сделать заявление, устроив взрыв газопровода, но был арестован после того, как случайно убил нескольких рабочих, совершавших поездку на участок трубопровода. В программе I-Land Купер выстрелил ему в живот.
- Сибилла Deen , как Блэр, бывший медсестра , которая практикуется эвтаназия , убив многих из своих пациентов путем введения хлористого калия в ее пациентах IV мешки . В программе I-Land она стреляет в Донована из ракетницы после того, как он задушил Мэйсона.
- Жиль Гири в роли Мэйсона, преступника в массовом расстреле в супермаркете. Он планировал выстрелить в себя после, но не мог собраться с силами, чтобы сделать это. Вместо этого он был задержан и приговорен к смертной казни. На Ай-Земле он был задушен Донованом.
- Энтони Ли Медина в роли Донована, опасно одержимого человека, который убил бывшего коллегу после того, как получил отказ. В программе I-Land, после того, как Блэр отвергает его ухаживания и предложение руки и сердца, он душит Мэйсона, считая, что они были парой. Позже он был застрелен Блэром из ракетницы после того, как сделал еще одно предложение.
- Кота Эберхардт в роли Тейлора, бывшего грабителя банков с легко манипулирующим характером. Она пытается сбежать из I-Land и находит II-Land, остров, населенный каннибалом. Бонни и Клайд находят ее на новом острове и оставляют умирать вместе с каннибалом. Она обнаруживает, что куриный суп, который ей оставили, был сделан из ее пальцев.
- Мишель Вейнтимилла в роли Хайдена, бывшего убийцы сексуальных преступников или мужчин, которые причинили боль женщинам. Она была убита Клайдом за убийство Броуди.
- Алекс Петтифер — Броди, заключенный в тюрьму сексуальный преступник. Он изнасиловал и пытается изнасиловать Чейза и Кей Си во время его пребывания в программе I-Land. Он был зарезан и убит Хайден после того, как она считала, что он был причиной разногласий в группе.
Повторяющийся править
- Клара Вонг в роли Бонни, которой Чейз ударил ножом в горло во время драки, когда она и Клайд пытались убить Купера.
- Кейлин Даррел Джонс в роли Клайда, который наносит удар Чейза ножом в живот во время схватки, пока он и Бонни пытаются убить Купера.
- Брюс МакГилл в роли надзирателя Уэллса, коррумпированного и влиятельного тюремного надзирателя в ковбойском стиле, который пытается саботировать программу I-Land через Бонни и Клайда. После того, как его обнаруживают и увольняют с должности надзирателя, его отправляют в программу I-Land в качестве одного из участников, чтобы искупить свою вину.
- Мария Кончита Алонсо в роли миссис Чейз, матери Габриэлы Чейз, случайно выстрелившей Купером в голову во время драки.
- Субхаш Мандал в роли доктора Конрада, тюремного врача, который, кажется, сочувствует главным героям и их ситуации.
- Маргарет Колин в роли доктора Стивенсона, одного из первых нейронных архитекторов I-Land и члена консультативного совета по реабилитации.
Гипотеза языковой относительности
В разговоре с Иеном Луиза упоминает гипотезу лингвистической относительности Сэпира-Уорфа. Студенты-филологи изучают эту гипотезу на первом курсе, для остальных же эти слова мало что значат. А гипотеза на самом деле очень проста. Понятно, что наше сознание порождает язык. Но Эдвард Сэпир и Бенджамин Уорф предположили, что верно и обратное: язык, на котором мы говорим, оказывает определённое влияние на наше сознание. Носители разных языков по-разному воспринимают действительность и даже по-разному членят её на объекты и явления. С этой точки зрения каждый новый язык, который мы узнаём, способен немного расширить нашу картину мира.
В фильме «Прибытие» гипотеза языковой относительности появляется в связи с тем, что не всем учёным удаётся встроить язык гептаподов в свою картину мира. Их восприятие ограничено собственной языковой картиной. Поэтому китайцы понимают фразу «предложить оружие» слишком буквально и начинают готовиться к решительным действиям. А Луиза Бэнкс догадывается, что «оружие» может означать и «орудие». Она не торопится делать выводы, пока не поймёт до конца логику языка гептаподов.
У Луизы есть преимущество перед учёными других стран — она ставит научный подход выше бытовой логики. Поэтому ей удаётся шагнуть дальше всех и выйти за рамки земной картины мира. Другие учёные подходят к проблеме внеземного языка со своими привычными земными стандартами. Но это неверно. Они не могут отбросить свои человеческие представления о мире, и это мешает им. По этой же причине исследования Иена Доннелли оказываются не столь важными, как открытие Луизы. Забавный парадокс: мы привыкли считать, будто язык математики универсален и его можно применить к любым явлениям во Вселенной. Но учёные констатируют, что пришельцам неизвестна земная алгебра — знания Луизы оказываются более ценными, чем математический подход Иена.
Сильная сторона Луизы — это аналитическое мышление. Она сталкивается с невероятно сложной, нешаблонной задачей. Её можно решить, только полностью отказавшись от какого-либо сопоставления с земными языками. По ходу сюжета Луиза всё глубже проникает в суть языка гептаподов, даже начинает видеть сны на нём. Только это глубокое погружение позволяет ей понять время так, как его понимают гептаподы.
Новые факты о Моряках
Миранда спрашивает Амелию о Моряках, и она сообщает, что Моряки наполовину люди, наполовину морские существа, которые могут оставаться на суше лишь короткое время. Амелия также рассказывает, что каждую ночь зов моря вынуждает Моряков возвращаться в море.
Однако это можно избежать, если Моряк сделает вдох из человеческих легких, также известный как поцелуй Моряка. Считается, что человек, который получает поцелуй, умирает.
На следующее утро Лео получает порез на руке, когда чинит рыболовную сеть, но порез волшебным образом исчезает, как только он опускает руку в море. Миранда встречает Лео, чтобы поблагодарить его за спасение ее прошлой ночью, и говорит ему, что видела его светящиеся глаза во время спасения.
Миранда снова прыгает в воду, чтобы увидеть шрамы Лео, но на этот раз их не видно. Она также рассказывает, что ее отец не любил воду, поэтому она больше не приезжала на остров.
Тем временем отец Ти Джея встречает Амелию и говорит ей, что случай в полицейском участке рассматривается.
Библейские параллели
Сюжет фильма образован из двух архетипических тем: темы конца света и темы грехопадения. Причем, создатели фильма взяли эти темы из Библии и — в соответствии с духом времени — перевернули атрибуты библейских персонажей на противоположные.
Мать как вездесущий искусственный интеллект олицетворяет Бога. В фильме образ нетварного Бога-Отца становится рукотворной богиней-матерью. Эта богиня-мать судит мир и живущих людей и уничтожает его огнём, в соответствии с Библейскими предсказаниями.
Основная часть сюжета строится по аналогии с мифом о сотворении человека. Бункер олицетворяет небо и Рай. Женщина – это падший ангел, Сатана. Она была изгнана с неба на землю. В соответствии с логикой переворачивания атрибутов, Женщина религиозна, тогда как в мире, построенном Матерью, религии нет места. То есть, атеистическому Богу противостоит религиозный бунтовщик.
Дочь – это первый человек, только на этот раз женского пола.
Женщина попадает в бункер и сеет сомнения в душе Дочери насчет доброты Матери и подбивает Дочь сбежать с ней из бункера в шахты. Это мотив искушения первого человека Сатаной. (55:10)
Дочь сбегает из Рая, но в отличие от библейского Адама, не поддаётся Сатане, а возвращается к Богу-Матери, тем самым доказав свою благонадёжность.
Можно было бы усомниться в том, что режиссёр сознательно перерабатывает библейский сюжет и допустить, что он просто использует архетипический мотив. Однако, упоминание имён библейских персонажей доказывает, что это не так.
«Это Джейкоб. И его жена, Рейчел». 00:54:06
Джейкоб и Рейчел – это отсылка к библейскому патриарху Иакову и его жене Рахили. Мало того. У патриарха Иакова была еще одна жена, Лия, от которой у него родилось шесть сыновей. Одного из них звали Симеон.
«А это кто? — Саймон» 00:54:30
Так что, перед нами еще один образ-перевёртыш. В библейской истории Иаков становится патриархом и родоначальником богоизбранного народа, удостоивается бороться с ангелом и видеть лестницу, сходящую с неба. В фильме же он и другие люди теряют человеческое достоинство и умирают страшной смертью.
Объяснение концовки
Итак, объяснение концовки многогранно, поскольку их на самом деле несколько. Они выстроены словно ступеньки, ведущие к самой сути фильма. Чтобы всё это понять, посмотрим, что вообще происходило с героиней во «Всё везде и сразу» максимально упрощённо:
Эвелин погрязла в суете (хаосе) и не уделяла внимание членам своей семьи.
Она узнаёт о своих суперспособностях и начинает развивать их, погрязая в хаосе ещё больше и буквально нанося вред семье.
Она осознаёт, что погрязла в хаосе — жизнь теряет всякий смысл.
Она находит выход: нужно творить добро, видеть хорошее и жить в любви с семьёй — это помогает противостоять хаосу.
Она понимает, что это не всегда помогает — порой нужно просто принять то, что есть, любить мир и людей такими, какие они есть.
Борьба с врагами, приключения— всего лишь форма, за которой прячется суть. Если абстрагироваться и рассуждать не о героине, а обо всём человечестве, с которым авторы её явно ассоциируют, и каждом из нас, получим следующее:
- Люди всю жизнь гонятся за призрачными целями, которых порой даже не понимают (в фильме эту роль выполняет налоговая отчётность).
- Чем больше цивилизация или отдельный человек развиваются (сверхспособности), тем больше теряют смысл своего существования.
- Приходит тяжёлое осознание бессмысленности существования (бублик).
- Происходит переосмысление всего сущего: ценность представляют лишь добрые дела и любовь.
- На ещё более глубоком уровне приходит понимание, что всё-таки главное — даже не любовь и добро, а принятие.
Героиня проходит через неосознанное существование, затем осознание, любовь и принятие. Смысл каждой концовки фильма «Всё везде и сразу» соответствует отдельному этапу этого пути.
Все же эти вселенные и перемещения между ними, как сказала Джобу, случайная реорганизация частиц в колеблющейся суперпозиции. Иначе говоря, хаос, который Эвелин упорядочивает посредством любви и принятия.
Ке Хюи Куан в ролм Ваймонда Вонга. Кадр из фильма.
Однако, выдвинув такую мощную концепцию как базовую мысль картины, авторы всё же позаботились о законченности сюжетной составляющей (вне философских рассуждений) и дали свою трактовку того, что произошло. И, похоже, фантастические суперспособности и мультивселенная тут не при чём.
Режиссёры на протяжении всего повествования «Всё везде и сразу» дают намёки на то, что большинство его событий — лишь рефлексия героини, которая пытается наладить свою жизнь и обрести гармонию в общении с близкими. Она прямым текстом говорит, что каждая вселенная представляет собой воплощение её сумбурных мыслей.
Очень яркий пример: мир с поваром и енотом. Ещё до того, как нам показывают эту вселенную, Эвелин в беседе с мужем и дочерью, вспоминает про мультфильм «Енототуй». Если посмотреть этот диалог в оригинале, можно понять, что героиня просто оговаривается. Она путает оригинальное название «Ratatouille» («Рататуй» – это французское блюдо) с «Raccoontouille» (получается «Енототуй»), то есть слово «Rat» («Крыса») со словом «Raccoon» («Енот»). И в этом нет ничего странного, ведь Эвелин — китаянка и не очень хорошо знает английский (это нам тоже дают понять ещё в самом начале фильма).
О великой силе двигателя
Спасительный поезд находится в постоянном движении, он не должен останавливаться. В противном случае погибнут все пассажиры. Режиссер показывает, насколько могуществен состав. Его двигатель не превзойден, он никогда не прекратит свою работу. Беспрерывное движение — такая доля у этого поезда.
Сила и могущество состава далеко не в совершенном двигателе. Разгадка намного драматичнее, чем кажется на первый взгляд. Детская сила — вот основной источник энергии действующего механизма. В нижней части машинного отделения находятся маленькие рабы. Трудясь день ото дня, эти дети продолжают движение поезда, тем самым спасают его взрослых пассажиров от страшной гибели.
Создатели фильма в этом случае вновь опираются на суровую реальность: они показывают, насколько жесток и циничен этот мир, в котором не гнушаются пользоваться детским трудом.
Демонстрируя разные стороны общества, режиссер затрагивает один из значимых и щепетильных вопросов истории развития человечества — эксплуатация детей.
Пара слов о концовке фильма
Многие не верили в конец истории и ожидали, что у «Нечто» будет продолжение фильма, но получили что-то больше похожее на ремейк, вышедший в 2011 году. По сути это приквел к картине с девушкой в главной роли (ох, как же нам не хватало женщины на экране!). В защиту оригинала, который на самом деле тоже является ремейком ещё более старого кинофильма, можно сказать лишь, что в мире не существует второго такого «Нечто», есть только классический «Нечто» и фильмы похожие на «Нечто». Одним из фильмов «типа Нечто» является фильм «Прометей» 2012 года, действие которого происходит в космосе — ближе к родине всех пришельцев.
Смысл фильма
Archive, по своей сути, затрагивает вечную тему: желание людей продлить дни существования ушедшему в иной мир. Сохранить его часть не только в памяти, но и в реальных явлениях.
Персонаж Тео Джеймса не может смириться с потерей и хочет «воскресить» супругу в роботе. В каком-то плане вымышленный «архив» из кинофильма в реальной жизни представляет собой всю информацию на носителях, которая остается после смерти. Видео, фотографии, переписки, аккаунт в соцсетях — просматривая, родственники как будто снова «общаются» в душе с мертвыми как с живыми.
Сам режиссер своего дебютного творения, Гэвин Ротери, признался, что снять картину подобного рода его побудила личная неприятность, случившаяся с ним. Нет, никто не умирал. Вышли из строя два домашних компьютера, и художник потерял всю информационную базу, формировавшуюся годами. Далее его голову посетила необычная мысль: а что если вдруг человекоподобный компьютер с ИИ не захочет больше жить и совершит самоубийство? Быть творцом такого андроида захватывающе, опасно и в некотором роде жестоко.
Несмотря на то, что первоначальный замысел был создать фантастическую драму о любви, в итоге оба мотива вошли в ленту. Но финал картины просто поражает своей непредсказуемостью. Автор не собирался умерщвлять главного персонажа: он решил поменять концовку после того, как часть работы была уже выполнена. И это имело решающую роль для картины: внесло в его слегка затянутый сюжет недостающую изюминку.
Сюжет
Для тех, кто не смотрел фильм, или же смотрел, но не всё понял, я перескажу сюжет, расположив события в хронологическом порядке.
Некогда, в университете ООН был создан центр репопуляции для восстановления человеческого вида в случае его исчезновения. Туда были помещены 63 тысячи человеческих эмбрионов. Также был создан ИИ, который будет выполнять роль матери для вновь родившихся людей. Этот ИИ представлял собой единое сознание, управлявшее множеством механизмов. Одним из них был робот-Мать, один из персонажей фильма.
Задачей Матери было усовершенствовать человеческий вид, «сделать его умнее и этичнее» (1:34:40). В соответствии с программой, которая была в нее заложена, она ставила человеческую жизнь превыше всего (по ее собственным словам). Но именно поэтому она не могла бездействовать, видя, как человечество поддаётся своей саморазрушительной природе. Поэтому Мать полностью уничтожила всех людей и начала процесс выращивания человеческого вида заново.
Однако, небольшому количеству людей удалось выжить в шахтах. И первая воспитанница матери (в фильме это Женщина, персонаж Хилари Суонк), еще ребенком, каким-то образом попала в колонию людей, где ее удочерили родители неких Джейкоба и Рейчел.
Позже, уже взрослой она сбежала из шахт, где жили люди, из-за того, что те стали сходить с ума от голода.
Вторая воспитанница Матери показала неудачные результаты тестов и Мать уничтожила ее в возрасте 7 лет.
Третья воспитанница, главная героиня фильма, успешно сдаёт все экзамены.
Мать полностью контролирует ситуацию на земле при помощи дроидов и, по одной из теорий, устраивает так, чтобы Женщина выжила, пришла к бункеру и встретилась с Дочерью. Из этой теории следует, что встреча Дочери с Женщиной была одним из экзаменов, поставленных Матерью. Однако, если бы это было так, то Матери совершенно не нужно было бы пытать женщину, чтобы выяснить у нее, сколько осталось людей и где находятся шахты. (01:13:30) Так что, я думаю, что дроиды обнаружили Женщину случайно, и Мать решила воспользоваться ее появлением, чтобы получить информацию насчет оставшихся людей, а заодно испытать Дочь.
Благодаря Женщине Дочь убеждается в том, что Мать ей часто лжет, а значит, все ее намерения и утверждения могут быть поставлены под сомнение.
С другой стороны, Женщина тоже обманывает Дочь. Утверждая, что в шахтах много людей, она подговаривает Дочь пойти с ней. Мать в это время позволяет Дочери запустить процесс выращивания нового младенца. Возможно, чтобы за счет этого привязать Дочь к бункеру.
Дочь оказывается в сложном положении, не решаясь ни убежать, ни остаться. Но Женщина берет ее в заложники и принуждает Мать выпустить их.
Дойдя до жилища Женщины и поняв, что та ее обманула и никаких людей больше нет, Дочь возвращается назад в бункер к новорождённому брату. Мать раскрывает ей «более широкий» взгляд на вещи, рассказывая о своих мотивах и целях. В итоге, Дочь убеждает Мать, что достойна стать новой праматерью для нового человечества и Мать самоустраняется, позволяя Дочери выстрелить в себя.
Затем Мать в теле другого робота приходит к Женщине и убивает ее.
Теперь Дочери предстоит возродить и воспитать человечество под незримым присмотром Матери.
Выводы
Таким образом, решение этических вопросов будет зависеть от той мировоззренческой парадигмы, из которой мы исходим.
Этические проблемы всегда заключают в себе антиномию, т.е. внутреннее противоречие, из-за того, что и человек, и общество являются единством противоположностей, каждая из которых требует своего признания.
И если мы какую-то из сторон антиномии игнорируем, то наше мнение о том, что является правильным, а что неправильным, что хорошо, а что плохо, будет далёким от истины.
Антиномия субъекта и объекта
На примере разобранной задачи мы видели, что одна из антиномий возникает из-за двойственности самого человека: человек должен рассматриваться и как субъект, и как объект. Поскольку человек есть объект, он должен в своих поступках подчиняться всеобщим моральным предписаниям. Но поскольку человек есть субъект, он должен действовать не просто потому, что так предписано, а по своей воле.
Если во главу угла поставить лишь субъектность, то мы получим индивида, который живет по своему произволу и плевать хотел на какие-то правила и ограничения. Если же преимущество отдать объектности, то человек становится рабом внешних предписаний.
Антиномия всеобщего и единичного
Другая антиномия возникает из-за противоречия между общим и единичным, т.е. обществом и индивидуумом, или человечеством и человеком.
Будучи частью общества, человек должен служить на благо другим, на благо всего общества. Но будучи самоценной единичностью, человек заслуживает и личного благополучия.
Если во взаимоотношениях всеобщего и единичного преобладает всеобщее, то социум превращается в тоталитарную систему, где индивид не имеет никакой ценности и является лишь расходным материалом для социального механизма.
Если же преобладает единичное, то общество распадается, становится простым скоплением людей.
Таким образом, совершенная этика должна обеспечивать органичный синтез всех противоположностей, должна объединить в человеке долг и склонность, предписание и влечение. Не нужно думать, что человечество никогда до такой этики не доходило. Просто не всем она по зубам.
Антиномия мотивов и последствий
Также существует антиномия между мотивами и последствиями. Человек может руководствоваться самыми благими намерениями, которые приведут к ужасным последствиям, а может заботиться только о благих последствиях и ради них совершать ужасные поступки. Как это сделала Мать, истребив старое человечество ради «нового и улучшенного». Эта антиномия для нашего относительного и временного существования кажется вообще неразрешимой, ведь мы не можем предусмотреть всю бесконечность последствий. И тем не менее, кое-какое решение мы в свое время сформулировали в видео с разбором фильма «Пассажиры».
* * *
К сожалению, в рамках этого видео невозможно рассмотреть все темы, к осмыслению которых нас побуждает фильм «Дитя робота».
Было бы интересно сравнить Мать с Левиафаном Гоббса — рукотворным чудовищем, которое люди создали ради того, чтобы ограничить свою дурную природу. Можно было бы поразмышлять над тем, как Мать реализует ницшевскую этику сверхчеловека. Подумать насчет того, должна ли быть этика разной или одинаковой у тех, кто выступает от лица всеобщего и у индивидов, которые ему подчиняются.
Любители конспирологии могли бы задаться вопросом: а не является ли переворачивание библейских историй в фильмах своеобразным пропуском для малоизвестных режиссёров в высшие круги? Или может быть необходимым условием для их поддержки?
А что если создание искусственного интеллекта и якобы его «выход из-под контроля» будет лишь удобным прикрытием для геноцида человечества?
Над всеми этими темами предлагаю вам поразмыслить самостоятельно.