Что же мерцание (зона) означает?
Каково метафизическое значение этого мерцания? У нас есть две версии, одна из них проходит сквозь фильм «Аннигиляция» красной нитью – это рак.
Рак
Главная героиня биолог, она преподает раковые опухоли для студентов, читает им курс. Затем, оказавшись в зоне, она сразу проводит параллели с раковой опухолью, увидев сумасшедшее разнообразие цветов, растущих на одной ветке. Ну, и заболевание раком у руководителя операцией психолога доктора Вентресс, которое она хочет излечить, достигнув маяка. Если вам этого мало, то поведение самой зоны – расширение ее границ, то что происходит внутри самой зоны, видоизменение привычной материи, все это наводит на мысль о ней, как огромной раковой опухоли, захватывающей здоровый организм. Вишенкой на торте будет, если вы вспомните как себя ведут клоны: они вначале полностью копируют человека, а затем происходит аннигиляция человека — опять аналогия с раковой клеткой. Все эти группы исследователей, которые посылались безвозвратно в зону, можно назвать разными диагностическими методами и попытками воздействовать на раковую опухоль у больного, лежащего в стационаре. Химиотерапия, хирургическое вмешательство, как вам будет угодно.
Однако, это то, до чего додумались многие, есть и вторая версия, более глубокая, до которой мы сейчас и докопаемся.
Саморазрушение
Теория саморазрушения, заложенная в каждом человеке, также высказывается персонажем доктором Вентресс. Это может быть алкоголь, наркотики, может быть навязчивая идея, может быть ревность, может быть измена, может быть чувство вины, паранойи, злобы и т.д. То есть это может быть как разрушение на физическом уровне, так и на психоэмоциональном, что порой вытекает одно из другого и очень тесно переплетается. Не даром последняя группа, которая отправляется в зону, состоит из женщин с разными формами саморазрушения: физик Жози Радек – у нее попытки суицида, она скрывает руки со следами вскрытых вен. Касс Шеппард полностью раздавлена потерей своей дочери. Сама главная героиня Лина отправляется туда только из-за жуткого чувства вины из-за своей измены мужу, о которой он узнал. Доктор Вентресс, как уже было сказано – больна раком и только об этом и думает. Аня Торенсен подвержена приступом фобий и даже шизофрении. В общем, все как на подбор. Сама же зона зеркально отражает их состояние для каждого, как бы давая то, к чему они стремятся, находясь в этих своих саморазрушающих состояниях. Это отражение проявляется так же и во флешбэках, которые настигают Лину сразу после того, как она перешагивает границу мерцания. Это тот флешбэк, где она изменяет мужу с коллегой по работе. А так же дом, в котором группа вновь встречается с медведем – это именно ее дом. Напоминает разумный океан из «Соляриса», экранизации гениальной фантастики Станислава Лема.
Что же произошло в маяке?
После того, как Лина узнает, что человек, вернувшийся из зоны — это не ее муж, она спускается в подземную каверну, где и происходит безумная сцена с доктором Вентресс, которая позволяет этой инопланетной форме, преломлению, трансформировать ее тело в нечто завораживающее и притягивающее Лину. Капля крови приводит к появлению новой формы в виде заготовки человека, которая начинает отражать все движения Лины. Это метафора – отражение внутренней борьбы Лины после произошедшей измены. Только перешагнув через себя, уничтожив эту новую версию себя, в огне от фосфорной гранаты, Лина смогла освободиться и выйти из зоны.
Является ли Лина клоном?
Вроде бы нам показывают, что именно доппельгангер Лины погибает внутри каверны под маяком, сжигая все до основания. Но мы также помним и финальный кадр, когда показывают глаза Лины, подернутые светящейся пленкой. Да если еще вспомнить эту борьбу с доппельгангером, то там есть момент, когда она полностью отключается, и в этот момент может быть произведена подмена. Также у нее на руке появляется татуировка «уроборос», которой не было до ее похода.
Почему мерцание в конце сгорело?
Есть еще версия, почему мерцание, принявшее форму Лины, в конце сгорело, так и не выбросив фосфорную гранату. Поскольку природа ядра мерцания заключалась в изменении формы и на ранней стадии изменения копировании исходной формы, то когда началась химическая реакция горения, она просто скопировала ее в себя, что привело к распространению этой реакции на все мерцание.
Пришелец — просто ребенок!
Что хочется отметить напоследок. Мне этот инопланетянин (а
ведь это был явно инопланетный организм) напомнил обычного ребенка. Вот ребенок
с удовольствием и интересом изучает все новое, он рисует красками и
карандашами, создает причудливые формы на бумаге и где попало.
И здесь же отрывает бабочкам крылья, рвет цветы, разбирает машину на запчасти, а из конструктора создает нечто невообразимое. И взрослые умиляются: как же это замечательно, ребенок познает мир, развивает творческое начало. Никому и в голову не приходит, что цветы и бабочки тоже живые и они может совсем не хотят, чтобы их лишали их маленькой жизни.
А теперь представьте в роли ребенка инопланетянина и флору, фауну и людей в роли бабочек и цветов. И чем отличается? Да ничем. Некая форма жизни с огромными способностями просто изучает еще один мир, создает на его основе нечто новое. Для нее это хорошо, для нашего мира плохо.
Попади мы на другую планету и установи там свои законы, получится то же самое. Да мы и на собственной планете по сути ведем себя точно также, и даже не задумываемся, что для нее хорошо, а что плохо. Так что не стоит осуждать действия пришельца, для начала стоит его понять… А в завершение видео, которое подробнее расскажет о Мерцании.
Аспекты зла
Главные аспекты зла, которые выделяются в Аннигиляции – это, во-первых:
Вторжение, нарушение границ
В начале фильма показано, как инородное тело проникает в замкнутую биосферу Земли и постепенно начинает захватывать территорию.
Точно таким же образом в любом организме возникают приобретенные заболевания: патоген вторгается в организм и производит негативное действие. Неслучайно Мерцание в фильме сравнивается с раковой опухолью.
Любое чужеродное вторжение расценивается замкнутой системой как зло.
Второй аспект зла – это:
Искажение образа
В теле искажения образа возникают вследствие мутации. Когда организм не просто развивается, реализуя заложенный в нем собственный потенциал, а превращается в другой организм, теряет свою идентичность.
В психике это проявляется как утрата самоидентичности, сумасшествие.
Третий аспект зла —
Нарушение целостности
Максимальное нарушение целостности тела – это распад, смерть, разрушение, т.е. превращение оформленного единства в бесформенное множество.
Частичное нарушение целостности – это разного рода болезни и старение.
Эта проблема обозначается в беседе Лины с Кейном.
«Если обойти предел Хейфлика, возможно предотвратить старение»
Рак, несомненно, является злом для организма носителя. При этом раковые клетки бессмертны, т.к. могут делиться бесконечно, не погибая. Из этого вытекает первый тезис фильма:
То есть, одно зло (рак) содержит потенциал противодействия другому злу (старению).
В этом тезисе уже видно направление решения проблемы зла, которое задаётся в фильме.
Помимо нарушения целостности тела есть еще и проблема нарушения внутренней целостности – единства сознания и личности. Нестабильность психики, внутренние конфликты, потеря единства личности, утрата рассудка, и прочее — это примеры нарушения внутреннего единства, внутренней цельности.
Эти два аспекта зла — искажение образа и нарушение целостности — могут иметь как внешнюю, так и внутреннюю причину. Они могут быть следствием заражения через нарушенные границы, а могут быть результатом внутренней слабости, пассивности, нежелания живого существа поддерживать в себе цельность.
Краткое описание сюжета
Начинается фильм «Аннигиляция» в какой-то лаборатории. Главная героиня Лина сиди в какой-то комнате со стеклянными стенами словно на допросе перед десятками людей в защитных костюмах. Ей задаю вопросы о том, что произошло не так давно. Лина почти ничего не помнит, но постепенно начинает воссоздавать в памяти свои приключения. Все члены ее команды погибли, как она спаслась — не знает. Память переносит ее в недалекое прошлое.
Лина — бывший военный и ученый-биолог, в настоящий момент занимается исследованием раковых клеток и преподает студентам в университете. Год назад ее муж — тоже военный, отправился на задание и пропал. Знакомый героини приглашает ее отдохнуть на выходных, расслабиться. По его мнению, женщине пора забыть мужа и начать жить. Но Лина отказывается и остается дома, чтобы перекрасить стены своей спальни.
Кадр из фильма «Аннигиляция»
Именно в этот день происходит настоящее чудо — появляется ее
муж. Вот только странный какой-то. Он ничего не помнит. На любой ответ говорит
только одно – «я не знаю». И вообще Кейн не видит смысла во всех этих вопросах
и разницы от его ответов. Он даже толком не знает, как попал домой. Говорит
лишь, что оказался снаружи комнаты и увидел жену.
А потом ему становится плохо и Лина вызывает скорую. По дороге
в больницу машину скорой помощи останавливают полицейские. Лину и ее мужа
отвозят на тайную военную базу. Здесь женщина подвергается допросу психолога, а
потом сама начинает задавать вопросы. Оказывается у Кейна внутреннее
кровотечение и отказ всех внутренних органов. Чуть позже нашей героине
показывают то, ради чего она здесь оказалась.
Три года назад вокруг маяка на побережье Америки появилось какое-то странное свечение, которое военные ученые назвали Мерцание. Попытки военных что-либо узнать об этом явлении не дали никаких результатов. Люди и техника, посланные в зону Мерцания, бесследно исчезают. Назад еще не вернулся никто, никто кроме Кейна. И теперь уже сама Лина идет в центр аномалии.
Кадр из фильма «Аннигиляция»
Тем, кто не читал, будет ничерта не понятно
В Алекса Гарленда, режиссера фильма (вы помните его по «Ex Machina») хочется верить, ведь он сам — писатель. Вспомните «Пляж» с Ди Каприо — тот снят по его собственному роману и сценарию. Но даже ему будет трудно передать все смыслы, заложенные в книге Вандермеера.
Дело не в том, что она ужасно интеллектуальна. Наоборот, «Аннигиляция» — довольно простая повесть. Однако все ее смыслы подаются полунамеками и самые важные размышления прерываются на полуслове. Вандермеер слегка перебарщивает с лавкрафтианским приемом «Это было такое, что невозможно рассказать словами».
Плюс яркие кинематографичные эпизоды (которых много в книге), скорее всего, затмят не менее яркие догадки и оборванные на полуслове теории героини, от которых захватывает дух не меньше.
Тяга к саморазрушению
Такую внутреннюю порчу участники команды носят в себе еще до выполнения миссии. В фильме эта червоточина обозначена как тяга к саморазрушению. Именно она является для героев главным мотивом путешествия в зону. Не научный интерес, не стремление к познанию, не желание послужить обществу, не самореализация. Нет, отчаяние и бессмысленность жизни – вот главный движитель участников группы.
Лина разрушает брак. Аня пьяница и наркоманка, Джози тянет к самоубийству. Касс потеряла «личность, которой она была» из-за смерти дочери от лейкемии. Вентресс – одинока, и умирает от рака.
Это то зло, которое разрушает их изнутри.
Это значит, что в ряде трудных ситуаций наша воля склоняется к злу. Вместо того, чтобы поддерживать единство субъекта, она отклоняется в сторону распада, смерти.
Так, прикрываясь наукой, человек снимает с себя ответственность за то, что с ним происходит. В психологии это называется рационализация — психическая защита, когда человек объясняет собственные поступки, исходя из внешних обстоятельств, а не из подлинных внутренних причин.
В самом деле, если согласиться с утверждением, что личность – это лишь сумма внешних влияний, то какой с нее спрос? Это не мы такие, это жизнь такая, не так ли? Не мы разрушаем себя, а наш организм. Не я принимаю решения, а мой мозг. Очень удобная позиция.
Таким образом, внутреннее зло, саморазрушение человека, получает в фильме оправдание из уст психолога. Все психологические проблемы оказались сведены к биологической «ошибке Бога». Т.е., по сути получилось, что причиной зла является Бог.
Психология в лице Вентресс признала свое бессилие в противостоянии внутреннему злу и передала эстафету биологии.
Это второй тезис Аннигиляции.
Теперь героиня Натали Портман, будучи биологом, должна либо согласиться с этим, а значит, снять с себя ответственность за измену мужу, либо опровергнуть, исправив ошибку на клеточном уровне за счет некоего внутреннего изменения.
Лена действительно сбежала из Мерцания?
Трудная часть «Аннигиляции» — понимание того, что происходит в конце. Напомним, что все, что нам известно о экспедиции женщин — это лишь рассказ Лены Ломаксу и представителям власти. Вопрос в том, можем ли мы доверять Лене? Рассказчик — это тот, чья идентичность ставится под сомнение. Позже Торенсен привязывает Лену к стулу и обвиняет ее во лжи за то, что она отказывается от того, что человек, вернувшийся из Мерцания, был ее мужем. Фильм меняет сцену, чтобы показать, что Лена лжет — у нее был роман до того, как Кейн отправился в экспедицию в Мерцание. Так можем ли мы надеяться, что рассказ Лены и все то, что мы видим в Мерцании — правда? В конечном счете — решать зрителю.
Достоверность рассказа Лены наиболее важна, когда речь идет о том, какая именно Лена — настоящая или зеркальная — сбежала из Мерцания. В финальной сцене зрители видят, что глаза Лены мерцают так же, как у зеркального Кейна, то есть нам намекают, что они похожи. Но похожи они просто потому, что побывали внутри Мерцания, или потому, что оба представляют собой зеркальные копии? Если Лене нельзя доверять, возможно, что сцена ее побега из Мерцания и убийство зеркального существа — обман. Значит выжила именно зеркальная Лена, и теперь она врет о том, что произошло, чтобы ввести в заблуждение представителей власти.
Возможно, это наиболее интересная интерпретация «Аннигиляции», поскольку это может означать, что Мерцание может перерабатывать не только ДНК, но также эмоции и поведение человека. Подобно тому, как Радек утверждает о существовании медведя, который поглощает часть сознания Шеппард, прежде чем она умирает, Мерцание могло поглотить сознание Кейна — в частности, его любовь и стремление к Лене. Затем Мерцание отправило зеркального Кейна в мир, чтобы заманить настоящую Лену внутрь. Если это так, то Мерцание могло «впитать» качества Лены (ее способность лгать) и передать их зеркальной Лене, которая использует эти навыки, чтобы обмануть представителей власти с помощью фейковой истории.
«Аннигиляция» — не совсем хоррор и не совсем фантастика
Из описания может показаться, что «Аннигиляция» — это такой хоррор с налетом научной фантастики. Тем более, Стивен Кинг оценил ее высоко и сказал, что «было страшно».
На самом деле, Вандермеер не видит себя ни фантастом, ни новым Лавркафтом. Он — представитель волны New Weird, суть которой в создании настолько странного и диковинного мира, чтобы главной эмоцией читателя всегда было недоумение.
Например, самая известная книга другого представителя «Новых странных», Чайны Мьевиля, «Вокзал потерянных снов», начинается с того, что главный герой занимается сексом с гигантским жуком. Просто потому что почему бы и нет. В «Аннигиляции» Вандермеера настолько лихих ситуаций ждать не стоит. Однако странностей все равно хватает.
Фильм ужасов «Аннигиляция» 2018: плюсы
Если рассматривать «Аннигиляцию» как ужастик об инопланетном вторжении, тут она неплоха:
- медведь-мутант, он воистину звезда этого фильма;
- много красивых видов Зоны, стараниями художников и «Мерцания» превращенной в артхаусный аттракцион;
- есть стремные моменты, например, просто отличный с внутренностями;
- если рассматривать сюжет прямолинейно, в лоб (почему и нет), человечество слегка побоялось, посомневалось, пострадало, но все же одолело НЕВЕДОМУЮ ХРЕНЬ.
Правда, стандартная голливудская концовка вызывает фейспалм и опасения, что когда-нибудь мы увидим и вторую часть, например «Аннигиляция 2: Мерцание наносит ответный удар».
Мерцание создает неплохие художественные инсталляции