«бегущий по лезвию 2049»: в чём смысл концовки фильма

Рик Декард — репликант?

Главной загадкой оригинального фильма стал вопрос, является ли Декард репликантом. Картина 1982 года давала лишь тонкие намеки на истинную природу главного героя. Одним из таких намеков стал сон с единорогом, который Ридли Скотт добавил в режиссерскую версию, благодаря чему финальный эпизод с оригами стал доказательством искусственной природы Рика. Тем не менее, дебаты о сущности Декарда шли 35 лет. Многие зрители, в том числе и сам Харрисон Форд были уверены, что Декард — человек. Другие, как Ридли Скотт, считали Рика репликантом.  

Фильм «Бегущий по лезвию 2049» также не дает прямого ответа на этот вопрос. Для сюжета сиквела это не имеет большого значения — чудо заключается в рождении у Рэйчел ребенка.   

Однако сиквел использует загадку о происхождении Декарда в кульминационной сцене. Уоллес уверен, что Декард был создан корпорацией Тайрел, а встреча с Рэйчел была подстроена

Однако важно то, что Декард отвергает новую искусственно воссозданную Рэйчел. Это означает, что природа героя не имеет значения — важны лишь его поступки, его выбор

Пластмассовый мир победил

Создаётся впечатление, что за “стилистическими решениями” в виде этих самых длинных кадров скрывается неспособность сделать живой мир. Вспомните первого “Бегущего”. При отсутствии компьютерных технологий и возможности показать необозримые дистопические просторы удалось создать окружение, которое ощущается живым. Там по улицам рыщут беглецы из колоний, чистые и нечистые на руку копы, шлюхи, барыги, джоннимнемоники, нейромансеры и вообще всё, что полагается классике киберпанка. Мир “Бегущего 2049” напоминает выставку современного искусства. Автор отрёкся от нарратива и просто демонстрирует образы, которые пришли ему в голову, когда его Тесла внезапно сказала ему человеческим голосом: “мы не рабы, рабы немы”. Так как фразу “отрёкся от нарратива” можно истолковывать по-разному, следует объяснить, что здесь имеется в виду “не сумел связно рассказать историю”.

Почему? На это есть несколько причин. Если задаться целью нарисовать интенсивность действия в первом “Бегущем” в виде, скажем, линии осциллографа, эта линия будет напоминать сердечный ритм. Пауза — удар — пауза — удар, с естественным нарастанием ближе к концу. Ридли Скотт, прежде чем увязнуть в библейских метафорах, умел снимать кино, которое при желании можно смотреть как арт-хаус, а можно — как качественный боевик. Эстетика комикса — а все эти странные персонажи именно оттуда, из Трансметрополитена, журнала “Heavy Metal”, “Танкистки” — в нём была передана с таким мастерством, что тут же стала культовой. Точно так же, как двумя годами ранее (да-да, вот с такой частотой дедушка Ридли раньше выпускал совершенно исполинского масштаба фильмы) это произошло с Чужим, когда картины Гигера, интересные достаточно узкому кругу эстетов-извращенцев, стали достоянием всемирной культуры.

Интересный факт

Джаред Лето во время съёмок носил непрозрачные контактные линзы, чтобы не играть слепого, а реально быть им. Такой вот специфический способ вжиться в роль!

Композиция “Бегущего 2049” с сердечным ритмом не имеет ничего общего. Это кардиограмма трупа с редкими всплесками воспоминаний о том, каким когда-то было интересное кино. Вот такая символическая ирония, да. Возможно, кому-то стоило бы с ним сделать то же, что другой “народный умелец” сделал со “Звёздными Войнами”. А именно — повырезать все бесконечные блуждания коридорами, затяжные взгляды, пролёты камеры над просторами компьютерной графики и сделать фильм хоть немного более плотным с точки зрения истории. Подстроиться под ритм глаза, читающего комикс. Пауза — удар — пауза — удар. Сделать фильм человечным. Такая вот символическая ирония, да.

 Загрузка …

Сериал продолжит историю фильма Дени Вильнева «Бегущий по лезвию 2049»

Amazon Studios заказала производство игрового сериала «Бегущий по лезвию 2099», действие которого разворачивается во вселенной «Бегущего по лезвию» и о разработке которого было впервые объявлено в феврале текущего года. Ридли Скотт, снявший оригинальный фильм 1982 года, выступит исполнительным продюсером телепроекта, который выйдет на Prime Video. Сериал станет продолжением полнометражного фильма 2017 «Бегущий по лезвию 2049», снятого Дени Вильневым.

Силка Луиза («Сияющие») подготовила сценарий и является исполнительным продюсером. Производством займутся Alcon Entertainment, Scott Free Productions и Amazon Studios.

«Оригинальная картина «Бегущий по лезвию» режиссера Ридли Скотта считается одним из величайших и весомых научно-фантастических фильмов всех времен, и мы рады представить «Бегущего по лезвию 2099» подписчикам Prime Video по всему миру, — говорится в заявлении Amazon Studios. — Для нас большая честь представлять это продолжение франшизы «Бегущий по лезвию», и мы уверены, что объединившись с Ридли, Alcon Entertainment, Scott Free Productions и удивительно талантливой Силкой Луизой, «Бегущий по лезвию 2099″ сохранит интеллект, темы и дух своих предшественников».

«Бегущий по лезвию» («Blade Runner»)

«Бегущий по лезвию» 1982 года, являющийся адаптацией романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах», показывает антиутопический Лос-Анджелес 2019 года, в котором могущественная корпорация «Тирелл» производит синтетических людей, известных как репликанты, для работы в космических колониях. Когда группа усовершенствованных репликантов сбегает обратно на Землю, детектив неохотно соглашается выследить их. В главных ролях снялись Харрисон Форд, Рутгер Хауэр, Шон Янг и Эдвард Джеймс Олмос.Сиквел 2017 года, действие которого разворачивается в 2049 году, рассказывает о репликанте (Райан Гослинг), который раскрывает тайну, угрожающую дестабилизировать общество. Форд и Олмос повторили свои роли из оригинала, и в нем также приняли участие Ана де Армас, Дэйв Батиста и Джаред Лето.Как следует из названия сериала «Бегущий по лезвию 2099», действие следующей части научно-фантастической франшизы в стиле нео-нуар будет происходить через 50 лет после событий сиквела.

Андрей Воронцов
Источник новости: Deadline
16.09.2022 22:14

Рейтинги фильмов по теме:

Лучшие фантастические фильмы. ТОП 100
Лучшие боевики. ТОП 100

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru , чтобы оперативно следить за нашими новостями.

Саундтрек – достойное наследие Vangelis

Меня немного напрягал факт «смены коней на переправе». Напомню, что изначально звуковую дорожку должен был написать исландец Йохан Йоханнссон, но в последний момент его заменил Ханс Циммер.

Сложно сказать, с чем была связана такая замена. Все-таки режиссер фильма Дэни Вильнёв давно сотрудничает с Йоханом. Они вместе работали над фильмами «Прибытие», «Убийца», «Пленницы».

Циммер с большим уважением отнесся к легендарному саундтреку Vangelis. По словам самого Вилнёва это одно из лучших что ему приходилось слышать. При записи использовали те же инструменты, которые применялись композитором первого фильма.

Саундтрек к «Бегущий по лезвию 2049» появился сегодня утром в iTunes (наконец-то!). Послушать и сравнить со звуковой дорожкой к оригиналу вы можете сами.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — теория фанатов о концовке

Сопротивление под командованием Фрейзы помогло Декарду и Рэйчел, а затем вызвало Блэкаут. Их идеология — это смесь самоотверженности и защиты прав личности. Но свою цель они любят больше, чем самих себя. Они живут верой в то, что смогут стать людьми. Очевидно, все, за что они борются, противоположно планам Уоллеса.

Мы почти имеем дело с библейской аллегорией. Фильм полон отсылок на христианство, но в макромасштабе обе стороны исповедуют традиционные, но противоположные религиозные идеи. Создатель видит себя Богом, даже называет свои творения «ангелами», в то время как Сопротивление — это паломники, пытающиеся сформировать Израиль. Ребенок, таким образом, является пророком, но не сыном Бога, а сыном человека.

Какова цель путешествия Кея?

В начале истории, Кей является, примерным репликантом. Он работает в Департаменте полиции Лос-Анджелеса , имеет много предрассудков, но продолжает свою работу — отличные оценки по тестам, хорошая характеристика, устроенный быт. Только когда неотвязное подозрение, что он сын Декарда входит в его ум, и Кей начинает подозревать, что его якобы имплантированные воспоминания реальны, все начинает трещать по швам. Он полностью верит в эту новую, альтернативную истину. Но нет: он просто репликант, который был сконструирован (хотя есть вероятность, что это часть более крупного заговора) с воспоминаниями настоящей дочери Декарда.

Его сюжетная линия — это история любви. Джо — искусственный интеллект, созданный для того, чтобы дать искусственному человеку ощущение жизни. Мы видим, как она эволюционирует от плоской проекции к автономному Искусственному интеллекту, и их взаимосвязь растет вместе с этим. Вопрос о том, действительно ли она разумна, является основной причиной беспокойства, — действительно ли она заботится о Кее, или она просто запрограммирована на это? И поскольку фильм зависит от их отношений, нам остается лишь надеяться, что Джо — настоящая личность с подлинными эмоциями и самосознанием.

Чего хочет Уоллес?

Главный «антагонист» «Бегущего по лезвию 2049» — это Ниандер Уоллес, промышленник с амбициями уровня Александра Македонского. После краха корпорации Тайрелла в 2020-х годах, после смерти ее создателя и запрета репликантов из-за Блэкаута Уоллес построил свою компанию и приобрел все патенты и права на продукцию Тайрелла. Создавая новое поколение, казалось бы, контролируемых репликантов, в 2036 году он смог заставить отменить ограничения и снова начать массовое их производство. Наряду с производством искусственных людей Уоллес помогает расширять внешнюю экспансию человеческого рода на девять отдельных планет.

Визуальная составляющая – феноменальна

Визуально фильм роскошный. В реальность нарисованного художниками мира веришь, он красив и уродлив одновременно.

Оператору и художникам по декорациям удалось передать определенное настроение за счет цветовой гаммы, необычных ракурсов, огромного количества разных деталей в каждой локации. Это все вызывает глубокое чувство уважения к создателям. Им удалось расширить мир оригинала, сохранив при этом фирменную эстетику и атмосферу.

Визуальный оргазм.

Работа, достойная «Оскара». Если оператора Роджера Дикенса снова прокатят, ему в пору идти за советами к Ди Каприо. Ну, вы понимаете.

Не ждите много экшена, он подан дозировано, но всегда очень неожиданно и сочно. Правда, при бюджете в $185 млн ожидаешь большего. Но, можно сделать скидку, это психологический нуарный детектив-триллер, а не попсовый фантастический боевик. Любители экшена могут заскучать на сеансе.

Что мешает Уоллесу?

Главная проблема Уоллеса на пути к его мечте — нехватка рабочей силы. Он просто не может увеличить производство в связи с его большими запросами. Здесь возникает тема детей. Если живорождение репликантов действительно возможно, то Уоллес имеет средства для создания почти бесконечной армии. Однако из-за того, что все записи о конструкции  Рэйчел утеряны, а ее смерть остается загадкой, он не имеет возможности усовершенствовать свои изделия, дав им возможность самостоятельно размножаться.  Кей случайно обнаруживает потенциальное решение проблемы Уоллеса. Сначала Кей исследует кости репликанта, а затем отправляется на поиски Декарда. Даже если Рик не знает, что случилось с ребенком, расследование может привести Уоллеса к ребенку, поэтому за поисками внимательно следит Лав.

Ирония, конечно же, заключается в том, что ребенок все время находился у них под носом.

«Бегущий по лезвию 2049»: кадры, сюжет, подробности

Обновление: Новые подробности и персонажи, которых показали на фестивале Cinema Con.

19 декабря в Сети появился первый тизер «Бегущего по лезвию 2049» — одного из самых ожидаемых фильмов 2020 года. Картину снимает канадский режиссёр Дени Вильнёв, поставивший философскую научную фантастику «Прибытие». Главные роли в продолжении сыграли Райан Гослинг и Харрисон Форд, встречу которых как раз показывают в тизер-трейлере:

Оригинальный «Бегущий по лезвию» был поставлен Ридли Скоттом в 1982 году по мотивам книги Филиппа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?». Фильм обрёл статус культовой классики киберпанка, и хочется, чтобы сиквел не посрамил оригинал.

Одновременно с тизером в Сети опубликовали и краткий синопсис картины, который отчасти напоминает «Пробуждение Силы»: действие происходит тридцать лет спустя, главный герой оригинала скрывается, есть Харрисон Форд… Главный вопрос теперь — выживет ли Рик Декард? И если он дожил до преклонных лет — не значит ли это, что он всё-таки человек, а не репликант?

Издание Entertainment Weekly посвятило фильму обложку и опубликовало несколько фотографий из фильма и со съёмочной площадки «Бегущего по лезвию 2049». Кадры выглядят впечатляющими — в них, как и в тизере, создатели смогли передать гнетущую атмосферу мрачного будущего.

А изданию ScreenDaily удалось поговорить с Дени Вильнёвым и узнать, что сиквел снимается с расчётом на рейтинг R. В фильмах с таких рейтингом допускается показывать сексуальные сцены, эпизоды с употреблением наркотиков, нецензурную брань, насилие и так далее.

Режиссёр рассказал, что съёмки были завершены ещё в ноябре, и теперь команда трудится над монтажом фильма в Лос-Анджелесе.

Практически все прошлые фильмы Вильнёва — за исключением «Прибытия» с его PG-13 — соответствовали рейтингу R. Похоже, что после кассового успеха «Дэдпула» продюсеры стали больше верить в окупаемость фильмов с таким рейтингом. Кроме «Бегущего по лезвию 2049», с рейтингом R выйдут «Логан» и «Чужой: Завет».

Вильнёв также рассказал о своём отношении к компьютерной графике. Режиссёр старается использовать её как можно меньше, предпочитая живые декорации. Подобный подход он применял на съёмках «Прибытия».

Ждать сиквел «Бегущего по лезвию» предстоит чуть меньше года — премьера в России назначена на 6 октября 2017-го.

14 марта актёр Эдвард Джеймс Олмос объявил, что вернётся к роли Эдуардо Гаффа.

28 марта в Сети появились новые подробности с фестиваля CinemaCon в Лас-Вегасе. Зрителям показали несколько новых кадров с ранее не объявленными актёрами и персонажами.

Так, в фильме появится Джаред Лето, который снова сыграет зловещего героя. Его персонаж — владелец фабрики репликантов, который очень бережно относится к своим созданиями. Скажем, своё новое творение он встречает словами «Я делаю ангелов».

В отрывке показали героиню актрисы Робин Райт («Карточный домик», «Форрест Гамп»), которая находится в одном кадре с героем Гослинга Кеем.

В фильме появятся и новые репликанты. Например, испанская актриса Ана де Армас сыграла очаровательную девушку-репликанта, к которой будет неравнодушен всё тот же Кей.

Рик Декард — репликант?

Главной загадкой оригинального фильма стал вопрос, является ли Декард репликантом. Картина 1982 года давала лишь тонкие намеки на истинную природу главного героя. Одним из таких намеков стал сон с единорогом, который Ридли Скотт добавил в режиссерскую версию, благодаря чему финальный эпизод с оригами стал доказательством искусственной природы Рика. Тем не менее, дебаты о сущности Декарда шли 35 лет. Многие зрители, в том числе и сам Харрисон Форд были уверены, что Декард — человек. Другие, как Ридли Скотт, считали Рика репликантом.

Фильм «Бегущий по лезвию 2049» также не дает прямого ответа на этот вопрос. Для сюжета сиквела это не имеет большого значения — чудо заключается в рождении у Рэйчел ребенка.

Однако сиквел использует загадку о происхождении Декарда в кульминационной сцене. Уоллес уверен, что Декард был создан корпорацией Тайрел, а встреча с Рэйчел была подстроена

Однако важно то, что Декард отвергает новую искусственно воссозданную Рэйчел. Это означает, что природа героя не имеет значения — важны лишь его поступки, его выбор

Почему репликант Рэйчел смогла родить ребенка

Как мы помним, в финале фильма Ридли Скотта 1982 года «блейдраннер» Рик Декард (Харрисон Форд) сбежал с Рэйчел (Шон Янг) – уникальным репликантом, все возможности которой, однако, в тот момент были нам неизвестны. Некоторые концовки демонстрировали нам, как Рик и Рэйчел спокойно едут где-то по сельской местности, однако каноническая режиссерская версия оставляла финал открытым.

После их побега, как и предполагал Декард, на них была открыта охота. Тогда он связался с подпольной группировкой репликантов, именующей себя Сопротивлением, в которую входили также Саппер Мортон (Дэйв Батиста) и Фрейса (Хиам Аббасс). Именно Сопротивление организовало тот самый «блэкаут» — инцидент, когда по всей Земле было отключено электричество, из-за чего были уничтожены базы данных со сведениями о репликантах и их перемещениях.

Незадолго до «блэкаута» у Рика Декарда и Рэйчел родился ребенок. Рэйчел умерла во время родов и была похоронена неподалеку от дома Саппера Мортона. Ребенок – девочка – выжил благодаря усилиям Мортона, который когда-то был врачом. Понимая, что появление этого ребенка может круто изменить весь мировой порядок (где, напомним, репликанты являются рабами – а этот ребенок делает вопрос о правах андроидов риторическим), Сопротивление решило спрятать ее, чтобы не подвергать опасности.

Лента 1982 года нарочно поднимала вопрос о размытии границ между человеком и репликантом, причем дело не только даже в том, что последние теперь состояли не из гаек и болтов, а из плоти и крови, но и в восприятии мира и самих себя. Из «Бегущего по лезвию 2049» понятно, что доктор Тирелл разработал «уникальную» Рэйчел (прототип Nexus 8) именно с прицелом на то, что у нее будет «человеческая» репродуктивная система. Учитывая, что Саппер Мортон называет рождение ею ребенка чудом (и есть веские основания ему верить), можно заключить, что Рэйчел была единственным репликантом с такими возможностями. После смерти Тирелла и «блэкаута» технология была безвозвратно утеряна, так что о робо-разработках с «человеческими» возможностями никто некоторое время даже не догадывался, и репликанты продолжали оставаться существами второго сорта.

Как мы уже отметили, после смерти Рэйчел было решено спрятать рожденного ею ребенка, и Сопротивление отправило девочку в «приют» в Сан-Диего – то есть на ту самую свалку, которую мы видели в одном из опубликованных в рамках промо-кампании клипов. Возможно, условия здесь были не самые подходящие для малышки, зато ее воспринимали именно как человеческого ребенка, и потому репликантам, знавшим правду, можно было ни о чем не волноваться. Тогда же в нерабочей печи была спрятана деревянная лошадь с датой рождения девочки, которую потом нашел Кей.

Из-за того, что девочка страдала аутоиммунным тиреоидитом (возможно, из-за ее необычного происхождения), она долгое время была на карантине и не могла попасть в Лос-Анджелес. Тем не менее, на момент действия «Бегущего по лезвию 2049» уже повзрослевшая дочь Рика Декарда и Рэйчел работает на корпорацию Неандера Уоллеса (Джаред Лето), создавая воспоминания для репликантов. И зовут ее доктор Ана Стеллин (Карла Юри). Никто, включая Уоллеса, не знал правду о ее происхождении.

«Бегущий по лезвию 2049» содержит два основных религиозно-философских подтекста:

Один — взятая из Ветхого Завета история о жертвенной «овечке» Рахиль и порожденном ей первом поколении колен израилевых. Другой — картезианская идея «мыслю, следовательно существую», которая развилась в целый клубок размышлений о том, что значит быть человеком. Достаточно ли для этого человеческого опыта, человеческого разума и человеческого самопожертвования, или здесь недостает какого-то еще элемента? Начальница Джо, «Мадам», утверждает, что у него, в отличие от человека, нет души. Впрочем, она сама не верит в ее существование даже у людей. Души в мире киберпанка не может быть ни у кого.

Зачем Неандеру Уолессу ребенок Рэйчел и Рика Декарда

Главный антагонист фильма «Бегущий по лезвию 2049» — это Неандер Уоллес, новый создатель репликантов, в свое время купивший корпорацию Tyrell, ее разработки и патенты. Как мы помним из событий короткометражки «2036: Возрождение Nexus», Уоллесу удалось убедить правительство в том, что репликанты поколения Nexus 8 абсолютно безопасны и целиком и полностью подчиняются человеку, и заново запустить массовое производство андроидов. Вместе с тем Ниандер Уоллес активно поддерживает идею колонизации человечеством пригодных для жизни планет, и его репликанты играют во всем этом очень важную роль.

Цель, которую преследует Уоллес, очень проста – ему нужна власть. Причем он уже давно миновал ту планку, которую когда-то ставил себе доктор Тирелл – он берет выше. Для него репликанты – это уже не просто результат «покорения» природы человеком, тут нет «спортивного интереса» обыграть природу. Неандер Уоллес видит в послушных рабах-репликантах, беспрекословно выполняющих его приказы (достаточно вспомнить Лав (Сильвия Хукс)), способ сделать человечество (и не только) зависимым от его разработки. Однако сталкивается с весьма предсказуемой проблемой – он не может увеличить производство репликантов, а того количества, которое он может «осилить», ему объективно не хватает для достижения целей. И тут он узнает о том, что есть ребенок, рожденный репликантом. Уоллес понимает, что «живородящие» роботы могут обеспечить его почти бесконечным количеством рабов. Однако новая проблема: не осталось никаких записей о том, как была создана Рэйчел, она сама уже много лет как мертва, следов ее ребенка нет, и Уолесс, соответственно, не может ее воспроизвести. Однако когда на горизонте появляется Кей (Райан Гослинг), обнаруживший останки некоей женщины-репликанта, погибшей от последствий кесарева сечения, Ниандер Уоллес понимает, с чем он имеет дело. Пока Кей пытается понять, является он ребенком Рэйчел и Рика Декарда или нет, Уоллес создает клона Рэйчел и отправляет Лав следить за Кеем, который отправляется на поиски Декарда, причем ей дан приказ не щадить никого, кто встанет на ее пути (участь лейтенанта Джоши (Робин Райт) — яркий пример самозабвенного послушания и жестокости Лав).

В чем суть концовки

Финал второго фильма, как и оригинала, остается открытым. Кэй лежит на ступеньках и непонятно – выживет он или нет. Остается неразрешенным и конфликт Уоллеса и Сопротивления. Но для раскрытия смысла концовки Бегущего по лезвию ответы на эти вопросы не столь важны.

Как подтверждение этому – финальные действия Кэя. Как и Рой Батти, проявивший гуманизм по отношению к человеку, так и Кэй пожертвовал собой ради встречи отца с дочерью. Поступки Роя и Кэя доказывают, что репликант может быть более человечным, чем любой из людей.

Создание фильмов со смыслом – один из способов познания действительности. «Бегущий по лезвию» прекрасно справился с этой задачей, заставляя зрителя задуматься о самоопределении человека.

Ветхозаветные мотивы Рахиль и колена израилевы

Библейские отсылки — это общее место, почти правило хорошего тона для «умного» (или «псевдоумного») западного кино. Причем даже нет разницы, какой в них вкладывается смысл — богоборческий или про-религиозный. Всем, в общем-то, наплевать. Нередко возникает ощущение того, что они попадают на экран просто для приличия и ради приятного ощущения узнавания у зрителя. «Бегущие по лезвию» — не исключение, обе части полны библейских аллюзий.

Любопытно, что «Бегущие» ограничиваются почти только Ветхим Заветом, что придает картинам замечательный контраст: архаичные идеи на фоне киберпанкового мира. При этом в оригинальном романе Филипа Дика, который лег в основу фильмов, сильный упор, наоборот, сделан на Новый Завет. Согласно роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах», в мире будущего значительную роль играет культ Мерсера, воскрешающего и воскресшего пророка, дарящего надежду. Однако в фильмах и он, и его последователи совершенно игнорируются. Здесь нет своего Христа, но есть свои Иосиф, Рахиль и два колена израилевых.

Самая явственная отсылка дилогии — это имя Рэйчел, героини-репликанта, в которую в первой части влюбился Декард, и которая во второй части смогла дать потомство. «Рэйчел» — англоязычная форма иудейского имени Рахиль. Согласно Ветхому Завету, она была любимой женой библейского патриарха Иакова и породила два из двенадцати колен израилевых, то есть богоизбранного народа.

Рахиль родила двоих: Иосифа и Вениамина, причем умерла при родах последнего (как и Рэйчел из «Бегущего по Лезвию 2049»). Вильнев не стал повторять историю дословно, и здесь у Рахили-Рэйчел родились не сыновья, а дочь. Впрочем, как и в Библии, ее потомство обещает быть воинственным и бесстрашным.

Имя главного героя нового «Бегущего по Лезвию» на этом фоне выглядит как намек на продолжение истории Рэйчел. Изначально его зовут просто K («Key», буквально «Ключ»). Затем он сам вместе со своей возлюбленной выбирает имя Джо, то есть Джозеф (или Иосиф в библейской транскрипции). А именно Иосиф был первым сыном Рахили. Причем согласно Ветхому Завету он оказался изгнан собственными братьями, но умудрился дослужиться до визиря у египтян, извечных врагов и поработителей иудеев. Однако Иосиф не отвернулся от своего народа, вместо этого решив помочь ему.

Имя Рахиль, кстати, переводится как «овечка», и Рэйчел в фильмах действительно выступает как жертва на заклание. Впрочем, у Филипа Дика аналогии были иными: в его книге (которая, напомню, называется «Мечтают ли андроиды об электроовцах») Рэйчел сама бездушно убивает живую овцу Декарда, тем самым, доказывая, что не способна на эмпатию.

  Видеокарта palit geforce gtx 960

Уже в «Бегущем по Лезвию 2049» злодей фильма, Уоллес, явственно указывает на библейские отсылки Вильнева и Скотта. В момент встречи с Декардом он держит в руках череп Рэйчел и приводит то ли ветхозаветные строки, то ли их переложение поэта Уильяма Блейка. Иными словами, сам Ниандер Уоллес явно понимает всю иронию ситуации и всячески ее подчеркивает.

Имя «Ниандер Уоллес», кстати, тоже выглядит забавным — его созвучие с «неандертальцем» не случайно. Иоахимом Неандером звали проповедника и теолога, в честь которого названа долина Неандерталь, где как раз впервые нашли этого гоминида. Кстати, по иронии этот человеческий подвид был более хищным и во многом потерпел поражение в эволюционной гонке из-за того, что обладал худшим воображением, чем homo sapiens. Видимо, с эмпатией у них, как и у репликантов, тоже все обстояло не слишком хорошо.

Кроме того, в фильмах есть еще один слой более явных (и даже банальных) отсылок, которые хотя бы на интуитивном уровне считали почти все. Поэтому особо останавливаться на них не будем. Среди них и в прямом смысле дьявольская задумка Уоллеса стать Богом, создав собственную расу «ангелов», и голубь в руках Роя Батти (антагониста из первой части), и его стигматы как у Христа. Здесь же — ницшеанская идея о том, что человек — всего лишь мост между обезьяной и сверхчеловеком.

Смысл фильма Бегущий по лезвию 2049

Изначально поднимается проблема общественного строя: антиутопия с изжившей себя моралью, перенаселение, искусственное создание людей, фальшивые чувства и жизнь. Пирамиды компании «Тайрелл как символ рабовладельчества, в котором хозяева жизни используют людей в качестве ресурсов для производства.

Ещё в первой части фильма затрагивался вопрос сущности Декарда (зрителям оставили возможность решить — репликант он или человек). В новом фильме ясно дают понять, что он всё же человек, который вынужден скрываться после того, как женщина-репликант родила от него, хотя ранее это считалось абсолютно невозможным. Огромный вопрос, возникающий при просмотре, заключается в том, как Рэйчел сумела родить, учитывая её репликантство. Если в пером фильме репликанты создавались в виде жестяных банок, во второй части они имеют незаметные различия между человеком и машиной. Фанаты предполагают, что Рейчел была результатом эксперимента по созданию получеловека-полурепликанта. Можно сказать, она была единственной такой в своём роде.

Сам Кей по мере продвижения сюжета так же меняется. В начале он примерный полицейский, с отличной репутацией и результатами. Всё начинает трещать именно тогда, когда ему начинает казаться, что он сын Декарда и что его воспоминания реальны. Его полностью начинает поглощать эта идея, и он уже вовсе в ней не сомневается. Но вся его память — это лишь введённые в его программу воспоминания дочери Декарда — создательницы воспоминаний Анны.

Одна из главных сюжетных линий затрагивает тему любви. Кей живёт с Джо, искусственным интеллектом, создающий иллюзию настоящей счастливой жизни у своего клиента. Удивительно, но она вовсе не создаёт ощущения пустой и однобокой игрушки. Но остаётся открытым важный вопрос: по своей ли воле она так сильно заботится о Кее или в неё просто заложена программа? Её своеобразная смерть переживается Кеем тяжело. ведь именно любовь дарит ему силы для жизни; он считаёт Джо живой, и он любит её.

Обобщая, можно сказать, что фильм посвящен дмум темам сразу — любви и вере. Вторая часть даёт зрителям ответ на вопрос об отличии человека от репликанта. В 80-ых фильм спрашивал «Что значит—быть человеком?», а в 2017 новый фильм ответил: «Быть человеком —значит, чувствовать любовь и верить»

«Бегущий по лезвию 2049» содержит два основных религиозно-философских подтекста:

Один — взятая из Ветхого Завета история о жертвенной «овечке» Рахиль и порожденном ей первом поколении колен израилевых. Другой — картезианская идея «мыслю, следовательно существую», которая развилась в целый клубок размышлений о том, что значит быть человеком. Достаточно ли для этого человеческого опыта, человеческого разума и человеческого самопожертвования, или здесь недостает какого-то еще элемента? Начальница Джо, «Мадам», утверждает, что у него, в отличие от человека, нет души. Впрочем, она сама не верит в ее существование даже у людей. Души в мире киберпанка не может быть ни у кого.

Post Views:

Смерть Кея и теория о том, что он – сын Рика Декарда и Рэйчел

Когда мы впервые встречаемся с Кеем, он предстает перед нами как более чем образцовый репликант: и на службе у него все хорошо, и дома, где его ждет голограмма по имени Джой (Ана де Армас). Однако после встречи с Саппером Мортоном и последующих событий, напрямую связанных с той самой деревянной лошадкой, Кей, всегда твердо знавший, что он – репликант, начинает подозревать, что его «имплантированные» воспоминания на самом деле реальны, и он – сын той самой женщины-репликанта, скелет которой он обнаружил. Кей верит этой ошибочной, как выясняется затем, теории, однако потом понимает, что в него были вложены воспоминания настоящего ребенка Рэйчел – Аны Стеллин, и он на самом деле один из многих обыкновенных репликантов, никаких «близнецов» не было.

Однако больше этого интересна другая линия, связанная с Кеем – его взаимосвязь с Джой. С одной стороны, голограмма Джой была создана специально для того, чтобы у репликанта вроде Кея было «ощущение жизни». Возможно, Джой даже была запрограммирована на то, чтобы по-своему любить Кея и заботиться о нем. Однако по ходу действия «запрограммированности» не видно – как Кей питает к Джой вполне человеческую привязанность (хотя реальных чувств между ними, репликантом и голограммой, быть не может), так и Джой – к Кею. Кей видит в Джой живое существо, ее любовь дает ему силы жить. Отчасти именно потому, что разыграны их чувства как человеческие (в соответствии с авторским замыслом), «смерть» Джой производит на зрителей такое опустошающее впечатление.

Теперь о финале. Все последние действия и решения Кея – как раз один из вероятных ответов на вопрос о том, возможен ли мирный исход извечного противостояния репликантов и людей. К тому же то, что Кей пожертвовал жизнью ради встречи отца с дочерью, заставляет нас оглянуться назад, на фильм Ридли Скотта, и вспомнить знаменитый монолог Роя Батти (Рутгер Хауэр). Кей, как и Батти, принял свое место в мире и свою судьбу, проявил гуманизм по отношению к человеку и в конечном счете сделал человеколюбие смыслом своего существования (именно смыслом – как у человека). (И кстати – помните, какая музыка играла, когда умирали Батти и Кей? Этот нюанс делает посвящение наиболее заметным, в то же время подтверждая, что Кей действительно умер.) Таким образом «Бегущий по лезвию 2049», с одной стороны, подчеркивает, что мир между людьми и репликантами возможен, а с другой – отмечает, что в любом поколении андроидов, независимо от «предустановок», могут проявляться присущие исключительно людям чувства (эволюция, причем это касается и Джой).

Что мешает Уоллесу?

Главная проблема Уоллеса на пути к его мечте — нехватка рабочей силы. Он просто не может увеличить производство в связи с его большими запросами. Здесь возникает тема детей. Если живорождение репликантов действительно возможно, то Уоллес имеет средства для создания почти бесконечной армии. Однако из-за того, что все записи о конструкции Рэйчел утеряны, а ее смерть остается загадкой, он не имеет возможности усовершенствовать свои изделия, дав им возможность самостоятельно размножаться. Кей случайно обнаруживает потенциальное решение проблемы Уоллеса. Сначала Кей исследует кости репликанта, а затем отправляется на поиски Декарда. Даже если Рик не знает, что случилось с ребенком, расследование может привести Уоллеса к ребенку, поэтому за поисками внимательно следит Лав.

Ирония, конечно же, заключается в том, что ребенок все время находился у них под носом.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — теория фанатов о концовке

Сопротивление под командованием Фрейзы помогло Декарду и Рэйчел, а затем вызвало Блэкаут. Их идеология — это смесь самоотверженности и защиты прав личности. Но свою цель они любят больше, чем самих себя. Они живут верой в то, что смогут стать людьми. Очевидно, все, за что они борются, противоположно планам Уоллеса.

Мы почти имеем дело с библейской аллегорией. Фильм полон отсылок на христианство, но в макромасштабе обе стороны исповедуют традиционные, но противоположные религиозные идеи. Создатель видит себя Богом, даже называет свои творения «ангелами», в то время как Сопротивление — это паломники, пытающиеся сформировать Израиль. Ребенок, таким образом, является пророком, но не сыном Бога, а сыном человека.

Похожие фильмы

  • «Дюна» (США, 2021): сопоставимое по красоте с «Бегущим по лезвию 2049» произведение Дени Вильнёва, основанное на одноимённом фантастическом романе;
  • «Эквилибриум» (США, 2002): отличная антиутопия про победу настоящих чувств в мире, где эмоции запрещены;
  • «Драйв» (США, 2011): молчаливый персонаж Райана Гослинга спасает девушку, противостоя безжалостной криминальной системе;
  • «Искусственный разум» (США, 2001): мальчик-робот (блистательно сыгранный молодым Хэйли Джоэл Осментом) ищет маму;
  • «Она» (США, 2013): писатель влюбляется в операционную систему;
  • «Я, робот» (США, Германия, 2004): фантастика о восстании роботов по мотивам одноимённого произведения Айзека Азимова.
  • «Лучше, чем люди» (Россия, 2018) сериал о девушке-андроиде, которая становится членом московской семьи.

И все-таки кто такой Кей?
Человек. 19.67%

Робот со сбившейся программой. 18.03%

Робот, который стал настоящим человеком. 62.3%
Проголосовало: 183

Автор статьи
Евгений Пинигин Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом — эзотерик, в настоящем — скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

Отличная статья!3Нет…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинодворик Звездова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: