Смысл фильма Однажды в голливуде
Стареющий и рефлексирующий Рик Далтон 10-15 лет назад блистал в фильмах «золотого века» Голливуда. Теперь Далтон много пьёт, страдает от вынужденной работы в итальянских вестернах и мечтает о «месте под солнцем» в новом Голливуде. Его друг и дублер Клифф Бут, по слухам убивший жену, нордичен и доброжелателен даже в драках(как на съемках с Брюсом Ли). Без понимания отношений героев Ди Каприо и Питта смысл фильма будет частичным, неявным: их дружба – аллюзия отношений и событий классического блистательного Голливуда 50-ых годов, ностальгия по ушедшим великим актёрам. Рик и Клифф своим примером убеждают нас, что не все в мире кино – фальшивка, фантом. Рик и Клифф – слегка идеализированное лицо прошлого, без которого не сложился бы воодушевляющий конец картины.
Представление о трагедии, случившейся в ночь на 8 августа 1969, даёт дальнейшее объяснение фильма. Шэрон Тейт, супруга режиссёра Романа Полански, будучи на 9 месяце беременности, и её гости были в буквальном смысле растерзаны бандой Мэнсона. Подробности события и по сей день леденят кровь, поэтому опустим их.
От Тарантино ждали повтора истории или её продолжения с многоходовкой перестрелок и ироничных диалогов. Но дело приняло совсем иной оборот: героиня Марго Робби (именно она играла Тейт) остается живой и где-то в недалеком будущем счастливой матерью. На протяжении фильма Тейт наслаждается своим кинематографическим дебютом, заводит милые беседы и всячески радует глаз перехлестывающим через экран счастьем. И режиссёр нас не подводит – не даёт рухнуть счастью хрупкого нового Голливуда. «Старики» Далтон и Бут переводят гнев маньяков на себя, при этом не дают ни единого шанса «семье» Мэнсона спастись: Клифф под действием кислоты неистово расправляется с бандой с помощью своего питбуля, Далтон заживо сжигает одну из подруг Мэнсона напалмом огнемета (явная отсылка к «Бесславным ублюдкам»). Жестоко и кроваво? – Разумеется. С поправкой на обстоятельства, – зритель всецело на стороне друзей-актеров.
Что в итоге? Клифф Бут после смертельной схватки госпитализирован с ножевым ранением. Мужественность и верность раненого Клиффа будто снимает с него клеймо женоубийцы. Рик Далтон с женой-итальянкой остаются целы и невредимы
Шум и полицейские сирены наконец-то привлекают внимание компании Шэрон. Далтон и Тейт знакомятся только в самом финале
Актриса не знает, что за пару часов до этого её жизнь была под угрозой, впереди у Тейт взлёт карьеры, новые роли, успех. А угасающая слава звезды 50-ых Далтона может сделать новый виток в новой режиссерской работе Полански.
Лихо закрученный финал уводит нас в параллельную реальность, где Шэрон выжила, а злодеи наказаны. Смысл концовки визуализируется после титров и надписи «the end».
Смысл концовки Однажды в голливуде
Жизнь не переписывается с черновиков набело: будут ошибки, «двойки», кляксы. Изорванный в далёком 1969 лист жизни Шэрон Тейт сделал новый виток и переродился сценарием «Однажды в Голливуде» 50 лет спустя. Придуманные персонажи Леонардо Ди Каприо и Брэда Питта, олицетворяющие старую школу американского кино, спасают молодой Голливуд в лице Тейт. Финальная встреча Рика и Шэрон в доме Полански-Тейт символична: слияние эпох, переход одной великой вехи кино в другую, не менее значимую и глубинную.
Квентин рискнул, переписав историю по-своему – дерзко, с задором, как умеет делать только он. Девятый фильм Тарантино при всей жёсткости и циничности не оставляет «тяжёлого» сердца. Проникновенный и мудрый гений дарит зрителю чудесную сказку, к которой мы все так или иначе стремимся.
Нетипичный Тарантино
При просмотре нового фильма Тарантино появляется соблазн проводить параллели с его предыдущими лентами, благо «Однажды в Голливуде» предоставляет массу таких возможностей. Однако это не будет продуктивной кинокритикой, поскольку самые важные открытия всегда находятся в области различий с прошлым и отрыве от старого стиля, а не среди многочисленных совпадений. Легко заметить, что «Once upon a time…» сильно отличается от других работ Тарантино хотя бы тем, что это первый его фильм, снятый по реальной истории.
И без знания этой истории идти в кинотеатр практически нет никакого смысла. Это действительно большое новшество для Тарантино, ведь раньше можно было взять любое кино из его фильмографии и насладиться им без всякой подготовки. Конечно, в идеале и для полного понимания нужно было знать, какие шедевры классического кинематографа он скрыто цитирует в «Криминальном чтиве» или хотя бы отдаленно быть знакомым с американской историей для «Омерзительной восьмерки», но в остальном было достаточно самых поверхностных знаний. А для сугубо сценарных фильмов вроде «Убить Билла» или «От заката до рассвета» даже и этого не требовалось, бери себе попкорн, да получай удовольствия от веселых и кровавых сцен на экране.
Но если человек не слышал, кто такие Чарльз Мэнсон, Роман Полански и Шэрон Тейт, то он не сможет уловить сути происходящего в сюжете «Однажды в Голливуде» даже на самом примитивном уровне. В Америке это весьма хрестоматийная история, которая не требует дополнительных пояснений, а у нас о ней знают далеко не все. Причем для полного усвоения нарратива желательно глубоко знать телевизионную культуру середины 20-го века и понимать, к примеру, кто такие Стив Маккуин и Серджо Корбуччи, что из себя представлял жанр спагетти-вестерна и что вообще творилось в США в конце 60-х годов. Без всего этого зритель может разве что посмеяться в некоторых эпизодах и посмаковать виды идеально воссозданного Лос-Анджелеса того времени. Но это будет словно поедание глазури с торта, в то время как самая вкусная начинка останется нетронутой.
Шэрон Тейт и Марго Робби
То есть «Once upon a time…» — это первое по-настоящему синефильское, закрытое, интровертное кино в фильмографии Тарантино. Нечасто можно встретить случаи, когда режиссер сильно менял свой стиль на исходе шестого десятка, но с ним это произошло. Что же подтолкнуло Квентина к этому решению? Можно предположить, что решающим фактором стал именно возраст, который принуждает режиссера остро реагировать на изменения мира и искать новые приемы, как это сделал Джармуш в своей последней работе «Мертвые не умирают», либо впадать в ностальгию и вспоминать свое прошлое, как это недавно произошло с Альфонсо Куароном в «Роме» или Педро Альмодоваром в «Боли и славе».
Еще одной нетипичной для Тарантино вещью стал саундтрек
Не само его наличие, ведь музыка всегда была важной в фильмах режиссера, а его содержание. В предыдущих картинах песни звучали ради сбивки временных ориентиров, создания контрапункта и противоречия между настроением мелодии и происходящим на экране, как это было в знаменитой сцене с отрезанием уха в «Бешеных псах» и композицией группы Stealers Wheel
В прочих же работах музыка могла быть совершенным анахронизмом по отношению к историческому периоду на экране — в «Джанго освобожденном» и Америке 19-го века звучит современный рэп, а в «Бесславных ублюдках» 40-х годов запросто играет Дэвид Боуи.
Раньше при помощи музыки Тарантино создавал эффект отстранения (и остранения) для комфортной дистанции между публикой и событиями на экране. Теперь же режиссер заставляет своего зрителя погрузиться в конкретные дни конкретного года, весь саундтрек состоит из хитов 1968-69 гг c песнями Deep Purple, The Mamas and the Papas и Rolling Stones. В этом сказочном мире музыка сыграла документальную роль и помогла создать эффект правдоподобного реализма.
https://www.youtube.com/watch?v=NUFtUZykAKI
Рядовая публика привыкла мыслить стереотипами, будто Тарантино всегда снимает смешное кино, любит сцены жестокости, пишет остроумные диалоги с многочисленными «панчами», без конца пародирует чужое кино и обожает криминальные истории. Отчасти это правда, но это крайне обобщенное и поверхностное понимание его стиля. Эти элементы также есть в «Однажды в Голливуде», но они присутствуют там будто номинально и для того, чтобы режиссер мог сказать: «Да, это все еще я, каким вы меня знали до этого». В остальном новая картина гораздо более зрелая, экспериментальная и глубокая, чем от нее может ожидать массовый зритель. Всякий, кто пойдет на фильм в надежде увидеть боевик в духе «Джанго» будет неизбежно разочарован, но знакомый с контекстом истории зритель получит массу удовольствия от просмотра.
Режиссёрский замысел
Впоследствии эксперты быстро поправили Тарантино: оказалось, что в упомянутой им книге нет слов о Кассиусе Клее и на самом деле это цитата критика, написавшего, что люди легко поставят на победу Ли над Али. И тем не менее многие согласились, что, выставляя кумира поколений выскочкой, режиссёр преследовал вполне художественную цель.
«Я бы поспорил с тем, что решение Тарантино устроить драку между Бутом и Ли было направлено на то, чтобы унизить Ли; скорее она была снята для того, чтобы разрушить тот образ таинственности, который актёру постоянно приходилось поддерживать, — пишет кинокритик Уолтер Чоу для Vulture. — Таким образом, показав Ли более реальным и приближенным к обычным людям, Тарантино демонстрирует иной, более богатый вариант репрезентации персонажа азиатского происхождения».
The Beatles
Чарльз Мэнсон – неудавшийся музыкант, основавший секту на заповедях христианства и сатанизма, считал, что близится конец света. К такому выводу он пришел после прослушивания песни «Helter Skelter» группы The Beatles. По его словам, ливерпульская четверка явно дает понять, что грядет расовая война, по исходу которой победители придут к Мэнсону и «Семье» за советами как жить дальше и строить новый мир. Этой же песней Мэнсон вооружил своих «детей», отправляя их на убийство в особняк Романа Полански и Шерон Тейт на Беверли-Хилз.
«Дети», судя по всему, вдохновились творением The Beatles и проповедями Мэнсона до такой степени, что намалевали на стенах особняка название песни кровью, правда с ошибкой, получилось «Healter Skelter». Создавая «Helter Skelter», Пол Маккартни хотел сделать нечто антисоциальное, навеянное сложными отношениями в группе, которая стремительно шла к распаду. Песня должна была стать самой грязной, грубой и громкой в истории группы, стать тем, чего они никогда не делали. В общем, так и получилось. Только не трудами Пола Маккартни, а благодаря «Семье» и Чарльзу Мэнсону.
По-настоящему звездный состав
Фильм привлек внимание в первую очередь актерским составом и, конечно же, режиссером. От Квентина Тарантино можно ожидать чего угодно
От где-то философского «Убить Билла» до вампирского «От заката до рассвета», для которого написал сценарий. По словам самого Тарантино, режиссер намерен снять 10 фильмов, «Голливуд» — уже 9-й. Но по счастью, негласно он принял участие уже в куда большем числе проектов.
Обожаю Леонардо Ди Каприо («Остров проклятых», «Начало»). Как по мне, он феноменальный актер. Причем ранние его работы мне не зашли, но чем старше он становится, тем эмоциональнее становятся его роли. Иногда кажется, что не играет, а проживает жизнь своего персонажа. Настолько все эмоционально живо. В общем, игрой Ди Каприо я наслаждаюсь всегда. Он просто невероятный.
Неплохо я отношусь к Брэду Питту, но тут без особых восторгов. Не могу сказать, что он нравится мне как актер, но фильмы с его участием всегда или зрелищные, как «Война миров Z» или смысловые как «Знакомьтесь, Джо Блэк». А других я просто не смотрю. Потому увидеть обоих сразу – действительно редкое удовольствие.
Но и кроме этих двоих в фильме участвуют еще и другие замечательные актеры в ролях второго плана или эпизодах. Например, Марго Робби «Отряд самоубийц», Майкл Мэдсен — «Убить Билла», Дакота Фаннинг «Сумерки», Клифтон Коллинз-младший «Охотники за разумом» и другие. То есть, Тарантино собрал такую звездную команду, что только ради этого фильм стоит посмотреть.
Кадр из фильма «Однажды… в Голливуде»
Тарантино создал иную реальность?
Финалом я
была крайне удивлена. Как я уже говорила, я с самого начала ждала когда же
произойдет что-то страшное. Дождалась. Как и в реальной трагедии, хиппи должны
были ворваться в дом Полански, убить его беременную жену и ее трех друзей. Но
возмущенный громкими звуками Рик Далтон перекроил их планы полностью. Возмущенные
хиппи решили убить его самого.
К счастью, Рик все это время провел в бассейне, наслаждаясь выпивкой и хорошей музыкой. А с убийцами пришлось сражаться Клиффу, молодой жене и даже питбулю Бренди. Эпизод получился крайне жестокий и кровавый. Но как по мне, то это одна из главных фишек Тарантино.
Что же мы
имеем в итоге? А в итоге получился какой-то фарс с кровавым месивом. Потому
меня одолело недоумение — зачем Тарантино это снял? Чего он хотел? Создать
другую реальность, в которой Шэрон Тейт и ее друзья остались живы, а убийцам
досталось сполна и по заслугам? Очень на это похоже.
Что ж, Творцы, к коим я причисляю писателей и кинематографистов, вполне способны на это. Мне кажется, что они запускают особую магию, которая создает настоящие реальности. Именно об этом говорили Стругацкие в книге «Понедельник начинается в субботу».
Так что сделал Тарантино? Он с большой точностью воссоздал реальную ситуацию: ранчо, где жили члены секты, последовательность событий по времени, даже слова реального убийцы. Но закончил этот вечер по-своему. Надеюсь, все получилось и в той другой Вселенной история закончилось хеппи-эндом, все остались живы и вполне счастливы. А напоследок видео, которое предлагает несколько иной взгляд на фильм «Однажды… в Голливуде».
Актёр vs боец
Вместе с тем нашлось немало тех, кто приветствовал уничижение актёра. У Брюса Ли, как и вообще любого человека, чье имя осталось в истории, оказалось немало завистников, желающих принизить его заслуги.
Такие люди любят напоминать, например, что у Брюса Ли была своя школа боевых искусств, но за всю жизнь не было ни выступлений на соревнованиях, помимо чемпионатов Гонконга по ча-ча-ча и боксу среди школьников, где он победил, и учеников, за исключением нескольких селебрити.
Публицист Дмитрий Булгаков в своей статье «Боевые единоборства: мифы и реальная практика» пишет, что Брюс Ли был широко признанным мастером боевых искусств, но официально подобного звания при жизни не имел. Ему даже не удалось завершить обучение кунг-фу у знаменитейшего мастера единоборств Ип Мана, который отказался тренировать его после отъезда в США.
«Ему в заслугу ставят то, что другие, настоящие, бойцы и мастера достигают путём многолетних тренировок и спаррингов, часами проведёнными в зале, воспитывая сотни учеников, зарабатывая свои титулы в прямом смысле кровью и потом. Ему же это досталось за актёрское мастерство. И никто не говорит, что он не проливал сам пот на тренировках, но он не проверял по-настоящему свои умения и навыки», — отмечаете Булгаков.
Впрочем, всё вышесказанное было бы справедливо, если бы Брюс Ли, скажем, предпочёл остаться в боксе. Или хотя бы перешёл в отдельное, спортивное направление ушу. Но он посвятил себя кунг-фу в целом, что в переводе с китайского означает «умение, мастерство, навык» с коннотацией «опыт, знания — тренировка, затраченное время». То есть в абсолют возводится не то, сколько боёв ты провёл, а какую часть себя отдал делу своей жизни. Кунг-фу – не спорт, а искусство.
Брюс Ли действительно не имеет себе равных по части затраченных на тренировки сил и времени, даже несмотря на то, что ещё в школьном возрасте он, хоть и интересовался единоборствами, усердно ими не занимался. По свидетельствам очевидцев, актёр тренировался фанатично и много лет подряд вёл подробные дневники, куда записывал всё проделанное на каждой тренировке. Он постоянно повышал свои навыки в кунг-фу, разрабатывал свой собственный стиль джиткундо, старался привнести что-то новое в существовавшие техники и тактики рукопашного боя, усовершенствовать их. Запомнился он и тем, что, как постановщик поединков и боевой хореографии, изобрёл множество новых связок ударов и различных трюков, перехватов при использовании нунчаку.
Больше того, он разработал собственную систему питания, уделял очень большое внимание общеатлетической подготовке и занятиям в тренажёрном зале. Он великолепно развил своё тело и опубликовал свои методики тренировок и упражнения, ставшие очень известными
А Арнольд Шварценеггер даже называл его телосложение эталоном полного отсутствия лишнего жира в организме.
Объяснение концовки
Все сюжетные линии соединяются в финале картины. Благодаря этому становится понятным ее содержание.
Ближе к финалу Клиффа, получившего серьезное ножевое ранение, отправляют в больницу. Оставшийся невредимым Далтон знакомится с Тейт, которая и не подозревает о том, в какой опасности была ее жизнь всего несколько мгновений назад.
Можно сказать, что Тарантино снял свою субреальность со счастливым концом, где нет места убийству беременной актрисы. Смысл концовки фильма “Однажды в… Голливуде” заключается в том, что старый и новый Голливуд гармонично существуют вместе, а мужская дружба только крепнет.
Есть и несколько иное объяснение концовки – а заодно и тому, почему “Однажды в… Голливуде” имеет такой внушительный хронометраж. Картина Тарантино посвящена целой уходящей эпохе. Длинная она потому, что режиссеру очень тяжело отпускать время, и он хочет протянуть его как можно дольше.
Интересны сцены, в которых зритель как бы едет на заднем сиденье автомобиля вместе с героем, слушает радио и смотрит на приборную панель. То есть Тарантино добился того, чтобы зритель действительно “оказался” в этой машине и почувствовал себя там. Рекламные вывески, пластинки, цветные чемоданы, магнитофон, zippo, телепередачи, музыка и многое другое, что так настойчиво существовало в кадре, не просто знакомило зрителя с эпохой, а полностью погружало в нее.
Но Квентин не просто ностальгирует. Одновременно он понимает, что ничего вечного не бывает, и это объясняется в ироничной сцене после титров. А в этой сцене зритель наблюдает черно-белую сцену, в которой присутствует Далтон, в качестве альтер-эго своего Шерифа из сериала “Закон о вознаграждении”.
В той самой сцене он играет в рекламном ролике о сигаретах “Red Apple”. Герой расхваливает сигареты, и вся сцена напоминает о “старом-добром” времени, когда курить было модно. Примечательно, что рекламный ролик оказывается неудачным, и Далтон со вздохом жалуется на двойной подбородок. Своеобразная постирония от Квентина.
Концовка фильма
То, чем закончился фильм Однажды в Голливуде, оказалось неожиданностью для всех зрителей. Мало, кто привык к хэпи-эндам в лентах Тарантино. Обязательные элементы его финальных сцен – море насилия, крови и дикой жестокости.
В отличие от реальной истории сектанты (парень и 3 девушки) своей мишенью выбирают дом Рика Далтона. Там уже седьмой сон видит его жена, Клиф ушел выгуливать собаку, а сам актер приходит в себя после выпитого. Услышав рев машины, в которой засели хиппи, он вышел из дома и наорал на них. Этот поступок предопределил выбор сектантов. Вместо дома Шерон, они заявляются к Далтону. Как раз в этот момент возвращается с прогулки Клиф.
Следующие кадры демонстрируют типичные фильмы со смыслом от Тарантино.
- Клиф, находясь под действием наркотиков, ломает нос одной из нападавших.
- Второго нападавшего загрызает собака.
- Третью — нокаутирует проснувшаяся жена Далтона.
- Когда отдыхающий у бассейна Далтон видит окровавленную девушку, в пьяном угаре принимает ее за зомби. Потому без сожаления сжигает ее огнеметом, припрятанным в гараже еще со времен первых съемок.
В финале фильма раненого Клифа увозят подлатать на скорой помощи. Полиция завершает обследование места преступления. А к Рику подходит Роман Полански. Между ними завязывается беседа о произошедшем ЧП. Они отправляются в гости к режиссеру. Концовка картины намекает на новый виток в актерской карьере персонажа Ди Каприо и скорое воссоединение двух друзей.
Начало истории
Основные события разворачиваются в Лос-Анджелесе в 1969 году, в эпоху расцвета хиппи. Сюжет фильма Однажды в Голливуде рассказывает о жизни актера Рика Далтона (Леонардо Ди Каприо) и его друга, а по совместительству дублера и каскадера, выполняющего за него опасные трюки, Клиффа Бута (Бред Питт). Первый страдает от отсутствия значимых в его карьере ролей. Прочно прилепившееся к нему амплуа злодея не дает шансов режиссерам разглядеть другие актерские таланты. Лишний повод для переживаний главному герою добавляет соседство со знаменитым Романом Полански и его женой Шерон Тейт (Марго Робби). Просто так обратиться к нему Рик Далтон не мог, считая, что для этого нужен более серьезный повод (пожар, ограбление и прочий трэш).
Сюжет – реальность и вымысел
“Однажды в… Голливуде” – самая личная лента Тарантино. Здесь есть разные подтексты, отсылки к его детству. Из-за этого у части зрителей возникают сложности восприятия картины: в первую очередь она рассчитана на американскую публику, хорошо знакомую с историей своего кинематографа. Лента основана на реальных событиях, но только отчасти. Краткое описание содержания ленты. Действие фильма “Однажды в… Голливуде” разворачивается в конце шестидесятых годов. Известный актер Рик Далтон пытается побороть творческий кризис. В этом ему помогает лучший друг и по совместительству дублер, Клифф Бут.
Леонардо ДиКаприо в роли Рика Далтона и Брэд Питт в роли Клиффа Бута. Кадр из фильма.
Рядом с Далтоном поселяется модный режиссер Роман Полански, который снимает кино, совершенно чуждое актеру, помнившему “Золотой век” Голливуда, и находится в зените славы. Старые вестерны Далтона публике уже не нужны, и он оказывается не у дел… Вместе с Риком работу теряет и Бут, который по сути всю жизнь прожил в его тени.
Друзья никак не желают принять тот факт, что их время прошло, и берутся за любую работу. Одновременно Далтон пытается хоть как-то попасть в круг новых “звезд”. Ирония заключается в том, что для многих из них он сам является легендой и уважаемой “звездой”, хотя и не осознает этого.
Параллельно развивается другая сюжетная ветка, связанная с печально известным Чарли Мэнсоном и его сектой под названием “Семья”. Это реальная история. Секта совершала кровавые преступления в середине шестидесятых. Ее члены во всем слушались Мэнсона – преступника-рецидивиста, который 17 лет из своих 32 провел за решеткой.
Выйдя на свободу, Мэнсон собрал вокруг себя нескольких хиппи и принялся проповедовать. Его “религия” представляла собой смесь христианства, сатанизма и саентологии. Себя самого скромняга Мэнсон ассоциировал с Христом и дьяволом одновременно.
Секта, в которую входили как молодые люди, так и девушки, колесила по Калифорнии, употребляла наркотики и устраивала массовые оргии. В какой-то момент Мэнсон решил, что пора приблизить судный день и призвал своих сторонников начать резню. После этого банда совершила нападения на людей, живших в Голливуде и в его окрестностях. В числе зверски убитых были знаменитости, в том числе жена Романа Полански актриса Шерон Тейт. Красавица актриса была на девятом месяце беременности, когда банда ворвалась в ее дом… Так было в реальности. Но в фильме “Однажды в… Голливуде” представлена другая трактовка событий.
В какой-то момент истории Рика Далтона, Полански, Шерон Тейт и Мэнсона тесно переплетаются. В этом сюжете режиссер использует трюк, обкатанный им в “Бесславных ублюдках”. То есть Тарантино взял за основу реальные события и позволил себе обыграть их так, как этого требовал его замысел.
Аль Пачино сыграл роль Марвина Шварца. Кадр из фильма.
Ностальгия, мифотворчество и утраченное время
Если пытаться определить главное чувство фильма — это будет ностальгия. Тарантино с подростковым простодушием смотрит на старый Лос-Анджелес влюбленными глазами, как когда-то он глядел на него, будучи 6-летным ребенком на сидении машины своего отчима, который возил его по старому Голливуду.
Не случайно персонаж Клиффа катается на «Фольксвагене Карманн-Гиа», это машина его детства. Во многом «Однажды в Голливуде» снят с той же целью, с какой Марсель Пруст писал свой знаменитый романный цикл, а именно с целью возвращения утраченного времени. Режиссер вооружился камерой и попытался воссоздать ту самую реальность, частью которой он был в далекой молодости.
Кадиллак ДеВилль 1966 года
Это еще одно важное отличие новинки от предыдущих картин. Тарантино не случайно прозвали постмодернистом, поскольку большая часть его фильмографии построена на скрытом цитировании чужих кинолент
Лучше всего это проявилось в «Криминальном чтиве», где почти каждый кадр отсылает то к Годару, то к Хичкоку и десяткам другим режиссеров. А в «Голливуде» Тарантино, конечно, делает небольшие реверансы в сторону Серджо Корбуччи и еще нескольких предшественников, но не делает на этом акцент. Впервые за свою карьеру Тарантино создал полностью аутентичный и независимый мир, построенный не на пародии, а на личном мифе.
В своем мифотворчестве он зашел очень далеко и создал отдельные миры внутри вселенной. Именно для этой цели и были сняты долгие и выпадающие из сценария эпизоды из несуществующих пяти вестернов. Сам по себе Голливуд превращается в сказку при попадании на экран, но эта легенда преломляется еще один раз, когда нам показывают фильм внутри фильма.
В недавнем интервью Антон Долин спросил Тарантино, согласен ли тот с определением Тарковского, что кино — это запечатленное время. Тот, разумеется, согласился и добавил, что время — часть природы фильма, которую он очевидно хотел законсервировать в «Голливуде». Однако на первом уровне оно разлетается на кусочки из-за того, что 60-е годы слишком многослойны и потрепаны множественными трактовками. А вот спагетти-вестерны, снятые через дополнительную камеру, как будто навсегда застыли во времени — они именно таковы, какими Тарантино видел их в далеком детстве.
При этом не стоит поддаваться обманчивому впечатлению и думать, будто Тарантино бездумно идеализирует шестидесятые. Конечно, он сумел передать этот юношеский восторг перед миром кинозвезд, но ностальгия не заслонила его рассудок. В фильме хватает и темных сторон Лос-Анджелеса с его циничным равнодушием, показной гордостью, расизмом. Вопреки всякой политкорректности Тарантино показывает героев такими, какими они могли быть в настоящем мире. А сама индустрия кинематографа изображается без прикрас — это жестокий бизнес, где актера будут заставлять играть идиотские роли на потеху публике. Поэтому фильм получился одновременно как скорбным реквиемом по утрате великой эпохи, так и остроумным высмеиванием пороков того времени.
Мрачности происходящему также добавляет тема взросления и утраты иллюзий. Как говорил Тарантино, в каждом из персонажей есть частичка его самого, а значит, в кризисе персонажа ДиКаприо есть и личные мотивы режиссера. Каким бы ты ни был талантливым, рано или поздно возраст даст о себе знать и помешает тебе развиваться в профессии, в то время как на твою смену придет новое поколение и сбросит тебя с корабля современности. «Однажды в Голливуде» — это размышление на тему того, как можно хотя бы на минуту оставить время и замедлить движение этого судна, еще немного посидеть на его палубе и погреться в лучах былой славы.
Также в основе сюжета заложена горькая мысль о том, что даже самая красивая сказка всегда разрушится под натиском зловещей реальности. Можно долго заниматься эскапизмом и погружаться в мир опьяняющих киношных иллюзий, но рано или поздно в него вторгнется банда Мэнсона с заточенными ножами.
Сценарные вольности
Всегда интересно наблюдать, как именитый режиссер после многих каноничных шедевров может позволить себе отойти от голливудских шаблонов даже тогда, когда он снимает кино про классический Голливуд. В новой картине Тарантино допустил такие вольности, которые наверняка повергли многих зрителей в недоумение.
К примеру, он насмешливо отошел от правил сценарного мастерства. Согласно этим принципам в фильме каждая деталь и каждый эпизод должен двигать сюжет вперед, они не могут быть включены в сюжет ради прихоти автора. И все же «Однажды в Голливуде» изобилует долгими и громоздкими сценами, которые можно запросто убрать без потери основной фабулы. При этом лента идет два с половиной часа, что довольно долго для современного кинематографа. Немалую часть этого времени составляют длительные сцены из вестернов, где снимается Рик в безнадежных попытках спасти свою карьеру. Они не развивают действие сюжета и нужны просто для того, чтобы зритель проникся атмосферой этого давно утраченного жанра кино и чуть лучше понял характер героя. Это нельзя назвать недостатком фильма, но позволить себе так сильно углубляться в темы, малоинтересные для широкой публики, может только маститый и играющий по своим правилам режиссер.
Плакат фейкового вестерна из фильма
И все же в фильме есть несколько досадных разочарований. Самым большим из них стала роль великого злодея Чарльза Мэнсона, появление которого заняло….ровно одну минуту. Он просто заходит в дом Полански, машет рукой Шэрон, уходит восвояси и никогда больше не появляется. По пресловутым законам сценарного мастерства это грубая ошибка, но дело даже не в этом, а в ощущении нереализованного потенциала.
Мэнсон — легендарная и крайне интересная личность, он мог стать выдающимся персонажем, а остался эпизодической, нераскрытой и проходной фигурой. Отчасти это вызвано тем, что большую часть внимания и хронометража справедливо перетянули на себя Брэд Питт с Леонардо ДиКаприо, затмившие собой все остальное. Всякие сценарные лакуны они закрыли своим удивительным актерским тандемом — между ними возникла такая сильная химия, что искры летят во все стороны и заставляют тебя забыть про любые сюжетные несуразицы.
Не менее важную роль сыграла Марго Робби, которой удалось изобразить персонажа, воплотившего в себя всю наивность и красоту той потерянной эпохи. Она жизнерадостна и невинна, порхает с одной вечеринки на другую, с упоением слушает музыку и смотрит в кинотеатрах собственные фильмы, вытянув на кресле ангельские ноги с босыми ступнями. Кстати, Тарантино оказался заявдлым фут-фетишистом — в ленте как минимум три сцены с женскими ногами.
Если не знать, кто такая Шэрон Тейт, то можно разве что пожать плечами и недоумевать, почему нам уже десять минут показывают, как странная тетка в полном одиночестве сидит и смотрит кино, где ничего происходит. В фильме получилось немало подобных сцен и сюжетных провисаний, однако все они остались интересными благодаря невероятной актерской игре и работе с контекстом реальной истории.