Логистика передвижений и нарратив
Словарь сайт-специфического искусства акцентирует наше внимание на том, как спектакль взаимодействует с окружающим пространством
Но не менее важно, как это пространство устроено внутри и как оно разворачивается перед зрителями во времени. Исследовательница Барбара Гронау выделяет три типа организации иммерсивных пространств:
Исследовательница Барбара Гронау выделяет три типа организации иммерсивных пространств:
- маршруты со станциями — зрители могут перемещаться по локациям в одной группе или по принципу карусели (когда их делят на несколько групп, и они проходят локации в разной последовательности);
- пространства, в которых можно бродить, — когда все зрители в любой момент могут зайти в любую точку пространства;
- лабиринты — или, шире, пространства, в которых можно заблудиться (так сложно они устроены), и это чувство потерянности, возникающее у зрителей, можно рассматривать как художественный эффект.
Логистика определяет и способ, которым в спектакле будет рассказана история, — как ни странно, в иммерсивном театре часто рассказывают истории. Но сюжет обычно сконструирован не линейно, а более сложно, примерно как в компьютерных играх. Поэтому исследователь Генри Дженкинс предлагает говорить о «нарративных архитектурах» — и выделяет четыре их типа:
- взывающие к воспоминаниям (evocative) — они напоминают зрителям об уже знакомым им мирах, вымышленных или реальных, и погружают в историю, которая всплывает в памяти благодаря узнаваемым элементам;
- разыгрываемые (enacted) — они требуют от зрителей участия в истории по заранее подготовленным протоколам;
- встроенные (embedded) — они призывают исследовать пространство в поисках записок, улик, аудиоотрывков и собрать из этих фрагментов историю; часто создатели продумывают подсказки, которые укажут на местоположение фрагментов (световые сцены, звуки, словесные намеки);
- эмерджентные (emergent) — этот тип похож на «разыгрываемые», но отличается тем, что не требует отыграть заданную схему и не стремится к заранее определенному финалу; Дженкинс приводит в пример игру Sims, которая может быть «фрустрирующей, как сама жизнь».
Но бывает, что в иммерсивных спектаклях вовсе нет нарратива — авторы больше хотят, чтобы у зрителей появился новый чувственный опыт. Так происходит, например, в «Квартире», но бывают и другие похожие стратегии. Их точно описывает исследовательница Клер Бишоп в своей классификации арт-инсталляций:
сцены «сна/грез» — инсталляции или спектакли, стремящиеся вызвать у зрителей переживания, образы, чувства, которые предположительно мог бы испытывать герой действа, — зрителей как бы втягивают в чужой мир;
сцены «повышенной чувствительности» — спектакли, которые обращаются к собственным чувствам зрителей, но акцентируют их внимание на том, что вне спектакля остается незаметным, будь то визуальная, аудиальная, кинестетическая или ольфакторная информация;
сцены «миметического поглощения» — спектакли, которые дезориентируют зрителей, расщепляют их субъектность и таким образом ставят привычное восприятие под вопрос, например с помощью игры с масштабом, светом, зеркалами;
и, наконец, инсталляции и спектакли, в которых зрителям отводится активная роль: нужно принимать решения, действовать политически и т. п.
Но прежде чем поговорить о них, давайте рассмотрим еще один вид иммерсивных спектаклей, сфокусированных на чувственном опыте.
Исходный код (2011), рейтинг КП 7.76
Придя в себя капитан Коустер, ветеран войны в Афганистане, вдруг осознает, что он вовсе не на задании, а в теле какого-то пращелыги, едущего в поезде куда-то и зачем-то. И с этого момента ему предстоит возвращаться в повторяющиеся без конца последние 8 минут жизни этого человека раз за разом, пока ему не удастся обнаружить то, кто подорвал поезд, в котором он сейчас едет.
Как оказалось, катастрофа, которая вот-вот случится, (извините за парадокс) случилась уже, и, причем, не один раз. И каждый раз при этом уносила огромное количество людских жизней. А может ли оказаться вариант, при котором поезд не взорвется? Военные, разработчики «исходного кода», считают, что не может. Они просто хотят узнать кто был виновником, чтобы наказать его и выйти через него на других террористов – его приспешников, дабы предотвратить такие же теракты в дальнейшем. Но у Коултера на сей счет иное мнение…
Парадокс о зрителе
В целом главная особенность иммерсивных спектаклей — зрительская активность (или включенность, погруженность) и количество выборов, которые зрителям приходится совершать. Это и выбор, куда пойти, и выбор, насколько подробно изучать пространство и историю, и выбор, как действовать по отношению к другим зрителям и актерам. Вторая особенность — интенсивность опыта: он сильнее, если зрители становятся активными участниками действия.
Когда жанр только зарождался, казалось, что сочетание этих свойств гарантирует: если спектакль иммерсивный, то он ближе к демократической утопии и свободе, чем любой спектакль на сцене. Но вот, например, анонс иммерсивного шоу театра Crave под названием What Women Want (2019 год): «Каждый номер открывает новые грани притягательных женских образов и вовлекает зрителя в исследование женственности и сексуальности в контексте современной повседневности через призму мужского взгляда». А вот что говорит Федор Елютин, продюсер и глава компании «Импресарио», которая уже несколько лет возит в Россию громкие зарубежные иммерсивные спектакли, в том числе Remote X: «Если я называю событие „спектаклем“, то могу продавать на него билеты за пять тысяч рублей. На „экскурсию“ — не могу».
Кем был Уилсон из фильма Изгой?
мячом
Именно тогда возникла идея ввести в сценарий еще одного героя — самый знаменитый мяч Уилсон. Для него даже были прописаны реплики, на которые отвечал герой Тома Хэнкса.
Продолжи цитату: На небе только и разговоров, что O…
море и о закате
Как зовут эту куклу?
Чаки
Какое прозвище было у Харви Дента в фильме Темный рыцарь?
Двуликий
Назовите как можно больше фильмов с участием Брэда Питта
Ответы вводите отдельно
Вавилон, Быстрее пули, Затерянный город, К звёздам, Союзники, Пробы, Ярость, Советник, 12 лет рабства, Война миров Z, Печать зла, Вавилон, Троя
Что за мультфильм на фото?
Тайна Коко
Как зовут этого актера?
Джек Блэк
Как называется мюзикл с Райаном Гослингом?
Ла-Ла Ленд
Какой комик снимался в фильме «Добро пожаловать в Zомбилэнд»?
Билл Мюррей
Кем работал Томас Андерсон?
программист
Что за фильм на фото?
В джазе только девушки
Серия фильмов про перемещение во времени с Эштоном Кутчером
Эффект бабочки
Что у этого персонажа вместо глаз?
Пуговицы
Название частей в Гарри Поттере
Ответы вводите отдельно
Гарри Поттер и философский камень — 2001 год.
Гарри Поттер и Тайная комната — 2002 год.
Гарри Поттер и узник Азкабана — 2004 год.
Гарри Поттер и Кубок огня — 2005 год.
Гарри Поттер и Орден Феникса — 2007 год.
Гарри Поттер и Принц-полукровка — 2009 год.
Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 1 — 2010 год.
Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2 — 2011 год.
Что за фильм на фото?
Молчание ягнят
Что за аниме на фото?
Унесённые призраками
Что спрятано в кадре?
коробка
Как зовут этого актера?
Джим Керри
Продолжи цитату: Мальчик, ты не понял! Водочки нам принеси. Мы…
домой летим
Что за сериал на фото?
Счастливы вместе
Кем работал Гена Букин?
продавцом обуви
Продолжи цитату: Люк я твой…
отец
Что за мультфильм на фото?
Как приручить дракона
Назовите как можно больше фильмов с участием Уилла Смита
Ответы вводите отдельно
Я — легенда, Фокус, Отряд самоубийц, Яркость, Аладдин, Гемини, Хэнкок, Семь жизней, Люди в чёрном
Интересные факты
- Первая часть фильма вышла в 1988 году и получила большую популярность среди телезрителей, потому что в то время новые фильмы были относительно редким явлением. Продолжение кинокартины вышло в 2001 году и тогда уже затерялось среди множества других новинок. Вторая часть фильма Эльвира повелительница тьмы была финансово не выгодной, поэтому, скорее всего, о продолжении не может идти и речи.
- Многие считают, что провал второй части был связан с тем, что создатели фильма не занимались промо компанией, поэтому потенциальные зрители просто не знали о предстоящей премьере. В последующем продажи дисков с записью фильма были относительно успешными, что только подтверждает эту догадку.
- Кассандра Петерсон, исполнившая главную роль в этом фильме, была номинирована в категории «Худшая актриса» в год выпуска фильма, а в 1990 году получила премию «Лучшая актриса».
Производство и съемки
5 сентября 2019 года Москву посетил испанский актер Марио Касас, он презентовал свой новый проект, детективный сериал “Влечение” (Instinto), релиз которого состоялся 10 мая 2019 (рейтинг сериала на IMDb – 5.8). Во время обсуждения на стриме Касас ответил на вопросы поклонников о том, когда выйдет 3 часть фильма “Три метра над уровнем неба”, и стоит ли вообще ждать продолжения истории:
Режиссером 1 и 2 частей был Фернандо Гонзалез Молина (“Ковчег”, “Полнолуние”, “Пальмы в снегу”, “Три метра над уровнем неба”, “Утечка мозгов”), который займется и 3-ей частью. Над сценарием к 3-му фильму снова трудится Федерико Моччиа (“Прости за любовь”, “Прости, хочу на тебе жениться”, “Три метра над небом”), автор оригинальных книг про любовную историю Аче и Баби.
Fernando González Molina, Federico Moccia
В своем Инстаграм-аккаунте Федерико Моччиа сделал заявление:
Это все новости о 3 части фильма “Три метра над уровнем неба”, информация о продолжении и планах на триквел должны появиться в ближайшее время.
Инцидент (2014), рейтинг КП 5.93
Идея того, что временная петля может быть ограничена не только во времени, но и в пространстве, заслуживает еще большего поощрения. Как вы себе представляете действия, разворачивающиеся на одной только лестничной клетке или на одном только куске пространства. Едешь по дороге, и в какой-то момент видишь, что никуда не сворачивая, вновь приехал туда же.
Или бежишь по лестнице, и после того как добежал до 10-го этажа обнаруживаешь, что вновь попал на первый. А по тому, что по истечении суток начинаются те же сутки можно догадываться по вновь обновляющемуся запасу съестного, воды и прочих вещей, вновь оказывающихся целыми и лежащими на тех же местах, что и до этого…
В полтора часа экранного времени создатели фильма смогли вместить целых три истории, которые на первый взгляд кажутся абсолютно невзаимосвязанными. Но для того, чтобы смысл происходящего до вас дошел, придется дождаться финальной части.
Когда парик отрывается и появляется более разумная одежда
Что человек мог когда-либо пожалуйста, Эльвира за вечность и за ее пределами? Парень по имени Марк Пирсон старался изо всех сил. 1981 год был большим для Кассандры Питерсон. В том же году, когда состоялась премьера фильма Эльвиры «жуткий», она вышла замуж за Пирсона, своего менеджера.
Одна из их первых совместных поездок была, пожалуй, не лучшим предзнаменованием: они отправились в поездку в Виннебаго родителей Питерсон — с этими родителями — из Лос-Анджелеса в Канзас-Таун, где Кассандра жила в детстве. «Мой муж все время читал книгу»,-сказала Петерсон пресс-секретарю. «Это было не самое большое приключение, проведенное 24/7 в небольшом пространстве с родственниками мужа.»
Позже пара отпраздновала семейный бизнес, который она построила вместе в одобренном Эльвирой особняке площадью 5600 квадратных футов в Лос-Анджелесе, облицовывая темные деревянные и медные стены дома Эльвирой. И вот что: в доме было привидение. «Шаги над моей головой на потолке. Облака дыма, формирующиеся в то, что выглядело как человек, а затем исчезают. Черная тень, плавающая на дне бассейна, которая не уйдет», — сказала Петерсон путешественнику Marriott. После экзорцизма Петерсон продала это место актеру Брэду Питту.
В 1994 году Питерсон и Пирсон обратили свое внимание на создание семьи. Она родила их единственного ребенка, дочь по имени Сэди, в 1991 году
Питерсон и Пирсон развелись в 2003 году.
Она не всегда Эльвира
Кассандра Петерсон и Эльвира-не одно лицо, конечно, и Петерсон действовала в ряде фильмов и телевизионных шоу, изображающих героев, которые не хозяйка темноты, особенно во время доминирующим Эльвира годы 1980-е годы. Просто это действительно трудно узнать в ней леди, которая играет Эльвиру, когда она не одета в черное платье, черный парик, и макияж гот.
Это ее (выше) как» байкерская мама » вместе с Полом Рубенсом в большом приключении 1985 года. (Она одна из крутых, что Пи-Ви побеждает своим танцем «Текила».) Петерсон также изображает королеву соре в 1987 году Аллана Квотермейна и «Потерянный Город Золота», злополучную попытку вывести на экран серию книжных приключений 19-го века. Совсем недавно она сыграла «маму охотника» в Красной Шапочке, пересказе ужасов 2006 года знаменитой детской сказки.
Когда хозяйка Тьмы была богемной королевой
В 1970-х Кассандра Петерсон сделала то, что делали многие молодые американцы в то время. У нее были грандиозные приключения. Вскоре после ухода с концерта в Вегасе Петерсон устроилася на другую танцевальную работу во Франции в Фоли-Бержер. «Сначала я не нравилась девушкам, потому что я была американеой, а во-вторых, потому что я была намного моложе, — сказала она Cinema Retro, — поэтому они ужасно относились ко мне, и я ушла до своего первого выступления.»
Петерсон бежала в Рим, где, как назло, наткнулась на подругу из Лас-Вегаса, которая была в экипаже Ромы Федерико Феллини. Приятель представил Петерсон Феллини, который поставил ее в фильме, используя ее в качестве дополнительного фона в различных сценах. Находясь в Италии, Петерсон начала петь с несколькими местными рок-группами, The Snails и Latins 8.
Питерсон оплачивала счета в начале 70-х, моделируя для второго уровня «мужские журналы» (обнаженные журналы, такие как Playboy) и знаменитая обложка альбома … ну, может быть. На обложке альбома Тома Уэйтса 1976 года Small Change есть обнаженная рыжеволосая женщина. «Это похоже на меня, но я не помню, чтобы когда-либо это делала», — сказала Петерсон анархии экрана. «Но это были 70-е годы, поэтому у меня нет воспоминаний о многом, что я сделала тогда.»
Эльвира родилась
Границы между Кассандрой Питерсон и Эльвирой размыты. Это произойдет спустя более 25 лет. Обе дамы поднялись на видное место в 1981 году, когда Лос-Анджелесская телестанция KHJ-TV решила возродить свой старомодный фильм ужасов с ведущим шоу «Ночь страха». Серия была бездействующей с 1975 года, после смерти хозяина Ларри Винсента, который управлял шоу как персонаж по имени «зловещий Сеймур.»(В большинстве городов было по крайней мере одно шоу такого рода в 60-х и 70-х годах.)
Питерсон получила концерт ведущего, который стал фильмом Эльвиры Macabre. (Ее зарплата: 350 долларов в неделю.) Со своим другом, визажистом Робертом Алленом Реддингом, Петерсон придумала фирменный образ Эльвиры — нечто среднее между монстром из страшного фильма (с Невестой Франкенштейна, напоминающей прическу улья) и гипер-сексуализированной Мортисией Аддамс (ее костюм продемонстрировал много ног и много декольте). Это сделало забавным разрыв между изображением и голосом, который вовсе не был жутким или чувственным. Петерсон мягко высмеивала фильмы ужасов, которые ей поручили провести в солнечной,»долине девушки» -ЭСК акцент.
Удивительно, но взгляд Эльвиры не был первым выбором Петерсон. «Сначала я хотела пойти совсем по-другому, как Шарон Тейт в Бесстрашные убийцы вампиров, — сказала Петерсон Ленни письмо, — но КХДЖ хотел пойти со всей черной вещью.»
Любовь Эльвиры
В какой-то момент во время Vegas run Петерсон (она не может вспомнить точную дату) Элвис Пресли, как сообщается, пришел, чтобы посмотреть Vive Les Girls. «Он пригласил всех танцовщиц обратно в свой гостиничный номер», — сказала она Huffington Post, заявив, что король» мгновенно заглянул » к ней
Пресли, предположительно, был в разгаре развода в то время, но, несмотря на его внимание и доступность, Петерсон утверждает, что ничего не произошло. «Вы должны помнить, что я была несовершеннолетней
Так что ничего не происходило, кроме поцелуев», — сказала она. Питерсон говорит, что они с Пресли разговаривали всю ночь и до следующего дня. Он даже дал ей несколько советов, которые дали толчок ее карьере. «Он сказал:» Если вы действительно хотите быть в шоу-бизнесе, вам нужно выбраться из этого города», — вспоминала она. Он также предложил озвучивать уроки, потому что к 25 годам она «будет слишком стара, чтобы танцевать. На следующий день Петерсон говорит, что у нее есть тренер по вокалу, а месяц спустя она пела в своем сценическом шоу.
Хотя она не получила его с Пресли, Петерсон потеряла девственность с другим вокалистом во время ее дней в Лас-Вегасе: Том Джонс. В 2008 году она сказала Blender (через Dlisted), что Джонс «казался джентльменским и приятным, поэтому, когда он прыгал на меня, я подумал:» Ну, если я когда-нибудь это сделаю, это может быть с Томом Джонсом.»К сожалению, опыт был «ужасным» по анатомическим причинам, в которые мы не попадем.
Двенадцать ноль одна пополуночи (1993), рейтинг КП 6.62
Несмотря на то, что этот киношедевр был снят только для ТВ показа, он тоже снискал своих поклонников. Тут сюжет и действия, разворачивающиеся в фильме, очень похожи на ходы, придуманные для «Дня сурка», вышедшего в том же году, только чуть раньше. К примеру ход с лужей, в которую Билл Мюррей вынужден был наступать раз за разом очень похож на то, как раз за разом падал с ломающегося стула Джонатан Силверсмен, исполнитель роли главного героя в фильме «12:01», и так далее.
Но сюжет в данном случае несколько иной. Тут все сродни свежему фильму «Счастливого дня смерти», только убивают здесь не главного героя, а его подругу. А пагубную способность возвращаться в прошлое и каждый раз просыпаться в 12:01 в одно и то же время одного и того же дня он заимел из-за удара током в баре, в котором он напился после убийства подруги. Смог ли он спасти ее от смерти и, в конце концов, выбраться из злополучной петли? Нужно глянуть…
FAQ
Что означает слово «аватар»?
Что символизирует дерево Эйва?
Почему планета называется Пандора?
Как вам фильм?
Гениальный. 49.23%
Один из лучших в истории кинематографа. 34.96%
Восторги по поводу этого фильма сильно преувеличены. Визуал был хорош на фоне других фильмов 2000-х, идея не слишком глубокая. 8.68%
Не понимаю, как «Аватар» мог стать культовым. 7.13%
Проголосовало: 841
Автор статьи Павел Лебедев Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр — фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.
Отличная статья!37Нет…4
Счастливого дня смерти (2017), рейтинг КП 6.78
Молодежно-ужастиковая интерпретация «Дня сурка». Кристофер Лэндон, режиссер картины, был совершенно согласен с тем, что «старперовская» версия годится только для романтиков в годах и создал версию, в которой главный герой, во-первых, не мужчина, во-вторых, не старпер, а в-третьих, соплей с маслом про любовь здесь и в помине нет. Тут героиню Джессики Рот Тришу Гелбман постоянно в конце дня убивает какой-то тип в маске, что и заставляет ее не умирать, а раз за разом возвращаться в утро дня ее смерти (а по совместительству и ее день рожденья).
Но основным подарком на день рожденья является бесконечный набор жизней, преподнесенный ей какой-то высшей силой. Теперь-то она докопается что это за тип в маске и зачем он постоянно лишает ее жизни… Или, не докопается…
День сурка (1993), рейтинг КП 8.1
Про этот фильм расскажем вкратце, поскольку 90% населения Земли, научившегося читать, уже его смотрело. Ведущий прогноза погоды одного из известных американских телеканалов уезжает в глубинку, чтобы посмотреть на сурка и снять ролик о том, как долго нам еще ждать весенних деньков. Далее главному герою в исполнении Билла Мюррея пришлось переживать этот «День сурка» снова и снова неисчислимое количество раз, пока он не решит, что он делает не так, чтобы проникнуть, наконец, в следующий день.
История вышла потрясающая, а потому во всем мире этот фильм возведен в ранг «пост-рождественских», как «Один дома» — в разряд «рождественских».
Петля (2016), рейтинг КП 5.85
Венгры тоже внесли свою лепту в деле создания фильмов на тему «Дня сурка». Хотя «Петля» снята в не совсем стандартном для временных петель ракурсе. Так до конца и непонятно каким образом главный герой, конченный и эгоистичный наркокурьер, за какие-то всего несколько «таймбэков» вдруг превращается в думающего и любящего человека.
Немного наивно, но глянуть разок стоит. Хотя бы из-за того, что в данном случае все двойники главного героя с каждым повтором не исчезают, а тоже остаются в этой же реальности, вследствие чего по фильму ходят уже насколько главных героев, иной раз даже норовящих друг друга слегка придушить…
Интересные факты
- Играя влюбленную пару на съемочной площадке, Марио Касас и Мария Вальверде действительно закрутили роман в процессе производства фильма. Сначала молодые люди тщательно скрывали отношения от репортеров, но потом признались прессе, что встречаются. Как и в романтической картине, дело не дошло до свадьбы. Пара рассталась, и Касас заинтересовался новой партнершей по съемочной площадке Бертой Васкес.
- У Марио Касаса есть шесть татуировок на теле.
- Первые две экранизации снял Фернандо Гонзалез Молина, на счету которого числятся работы «Наследие костей», «Ожидание шторма» и «Лучший день в моей жизни».
- Помимо представленной работы Марио Касас сотрудничал с Гонзалезом в двух общих проектах − «Пако и его люди» и «Утечка мозгов».
- Обе работы получили смешанные отзывы зрителей. Примерно 50% критиков дали им положительные отзывы, и еще 50% − отрицательные. Однако фанаты по-прежнему ждут от авторов официальных заявлений по поводу того, когда точно выйдет Три метра над уровнем неба 3.
- Поскольку Фредерико Моччиа написал трилогию, из которой экранизированы уже две книги, поклонники верят, что совсем скоро дело дойдет до третьего романа «Трижды ты».
Голышом (2017), рейтинг КП 5.63
Голливудская «перепевка» фильма шведских кинематографистов «Снова голый». Марлон Уайанс в главной роли – это уже залог успеха, поскольку у многих еще свежи воспоминания о его «подвигах» в комедиях «Без чувств», «Белые цыпочки» и «Шалун». Но для тех, кто смотрел оригинал фильм оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, — да, все снято более «цивильно», во всем чувствуется рука Голливуда. Но того духа и той атмосферы неподдельности уже нет. А потому и рейтингом данный фильм значительно ниже, чем оригинал.
Хотя любителям посмотреть на кривляку Марлона, героя нашумевшего некогда «Не грози Южному централу», пропустить этот фильм будет непростительно.
Главные герои
- Эльвира – главный персонаж этой киноистории. Имеет большие амбиции и надеется, что у неё получится создать собственное шоу. Отправляется на похороны своей тети, так как надеется, что та завещала ей деньги, которые она сможет вложить в развитие своего проекта. Приехав в маленький городок, Эльвира понимает, что ничего кроме проблем она здесь не приобретет, поскольку родственница отдала ей поваренную книгу, которая на самом деле является сборником магических заклинаний, за которым охотится дядя Эльвиры, желающий захватить весь мир при помощи магии.
- Тётушка Моргана – родственница главной героини, которая была ведьмой и обладала немалой магической силой. Почувствовав приближающуюся кончину, завещала племяннице свою магическую книгу.
Роль зрителей
Если зрители могут включаться в разговоры и действия в спектакле, то в нем нельзя использовать только те сценарии, которые драматурги написали заранее, а актеры выучили наизусть. Приходится заимствовать техники из жанров, в которых давно разрабатывают интерактивность.
Так, в пособии по созданию сценариев для иммерсивных спектаклей Нандита Дайнеш рассказывает, что изучила пять форм интерактивных скриптов:
- упражнения в пособиях по изучению иностранного языка;
- настольные ролевые игры;
- обучающие симуляторы для будущих медсестер;
- уличные тренинги для команд и лидеров;
- образовательные тренинги для волонтеров Красного Креста.
Но больше всего ей помогло обращение к LARP — ролевым играм живого действия. LARP’ы особенно распространены в среде реконструкторов, толкиенистов, в закрытых субкультурных сообществах. Но последнее время они проникают и в искусство.
LARP предполагает, что ролевая игра проходит в физическом пространстве и может тянуться долго, до нескольких дней. Организаторы продумывают материальную сторону игры, задействуют разные каналы восприятия. Игроки перевоплощаются в персонажей, общаются друг с другом от их имени, но, как правило, в строго заданных рамках.
В целом сценарии для LARP’ов делятся на три части: подготовительные инструкции, фрагменты для игры и протоколы так называемого дебрифинга — коллективного осмысления того, что случилось за время игры, уже не от лица персонажей, а от собственного лица.
На этой основе Дайнеш выделяет семь разделов, из которых может состоять пьеса для иммерсивного спектакля:
- инструкции по подготовке зрителей и кастинга исполнителей;
- синопсис сценария;
- необходимый реквизит;
- описания персонажей, которых будут играть исполнители и зрители (точнее, Дайнеш пользуется словом «зритель-актер» — spect-actor вместо spectator, — которое предложил Аугусто Боаль, создатель форум-театра, еще одной техники включения зрителей в заранее продуманное театральное действие); возможно, анкеты, которые помогут детализировать образы;
- отдельные сцены с диалогами и таймлайн, по которому они могут разворачиваться;
- матрица возможных зрительских действий и инструкции, как откликаться исполнителям на каждое из них;
- инструкция для дебрифинга.
Еще один протокол, особенно подробно разработанный в LARP-культуре, — это протокол зрительского согласия. Перед игрой участникам часто задают вопросы, по которым нужно прийти к единому мнению:
- позволено ли повышать голос?
- позволено ли дотрагиваться друг до друга?
и тому подобные.