Содержание фильма «Последняя дуэль»
Средневековая Франция, а именно 1386 год. Начинается какая-то дуэль и на экране загорается надпись «История Жана де Карружа».
Поводом для дуэли стало заявление жены де Карружа, Маргариты: она обвинила Ле Гри в том, что он ее изнасиловал, пока муж был в отсутствии. Ле Гри обвинение категорически отрицал.
Муж Маргариты Жан не пользуется расположением при дворе местного графа, а у Жака Ле Гри, напротив, весьма могущественные покровители, так что светские и церковные власти не спешат давать делу ход. И тогда Карруж требует суда поединком. По законам того времени победителя в судебном поединке определяет Господь: если Карруж прав, он победит. Но ежели он проиграет, то Маргариту обвинят в лжесвидетельстве и сожгут на костре…
Эта история повторяется трижды – сначала ее рассказывает Карруж, потом Ле Гри, а затем и Маргарита.
Каждая часть описывает примерно одни и те же события, но они отличаются мелкими деталями и показывают разницу в восприятии героев. В версии Карружа он сам предстаёт доблестным рыцарем и любящим мужем, против которого строит козни подлый соперник.
В версии Ле Гри — Карруж жадный и малообразованный хапуга, который со всеми ссорится и судится и не ценит, какое сокровище ему досталось в виде жены. А та якобы сразу проникается к образованному Ле Гри симпатией и бросает заинтересованные взгляды.
Наконец, в версии Маргариты Карруж показан жестоким и холодным человеком, которого интересуют только деньги, лошади и война. Он способен прервать свадьбу, чтобы обсудить с будущим тестем точный размер приданого. Но и Ле Гри в глазах Маргариты показан довольно неприятным и самоуверенным типом, который принимает вежливые улыбки за знак влюбленности и желания.
Три версии отличаются не только мелкими нюансами. Общие для всех основных участников события разбавляются сценами, призванными лучше раскрыть характер персонажей. Карруж воюет и судится за обещанные ему земли, Ле Гри обольщает женщин и решает проблемы сюзерена, а Маргарита пытается управлять семейным хозяйством в отсутствие постоянно куда-то уезжающего мужа. И лишь потом, когда зрителю показали всех троих героев, повествование возвращается к той самой дуэли, с подготовки к которой и начинается фильм.
Основная сюжетная линия картины
Наибольший интерес фильм «Последняя дуэль» представляет ввиду его созвучности современному времени. Ведь контекст средневековых политических практик и духовных верований, лежащий в основе действия, применим и к настоящей действительности, ставя перед зрителем актуальные во все времена вопросы морали и нравственности.
Благодаря режиссерской работе и умению главных актеров вжиться в роль и передать своей игрой специфическую атмосферу того времени зритель с первых же кадров становится настоящим участником разыгрывающейся трагедии. Переживая вместе с героями перипетии их жизни, пересечение интересов и учитывая политические интриги правящих кругов, можно окунуться в реальность Франции средних веков.
О чем пойдет речь в фильме
В основе картины лежит реальная история, которая произошла в средние века во Франции с женщиной по имени Маргарит де Карруж. Будучи замужем, она была изнасилована и забеременела. Специфика нравов того времени предполагала, что женщина, вступая в брак, становится собственностью своего мужа, которая приносит ему наследников. Потому переживания женщины как человека и личности, пострадавшей от насилия, даже не рассматривались средневековым судом и не учитывались при вынесении решения и последующего обвинения.
Однако помимо основной линии в картине, касающейся Маргарит, жены графа де Карруж, зрителю преподносится некоторое противостояние двух главных героев произведения – Ле Гри с де Карруж. Интересы их схлестнулись в вопросах владения земельными наделами, которые принадлежали их семействам. Изначально Жану де Карружу становится жалко того, что он уступил Ле Гри землю. Однако выяснилось, что имеет место скорее конфликт между законностью и общепринятыми правилами того времени.
Земля, из-за которой разгорелась распря, конфискуется графом Пьером в результате накопления критического объема долгов, а затем преподнесена в качестве подарка Ле Гри. События происходили до женитьбы де Карружа. Жан де Карруж характеризуется как человек, имеющий строгий кодекс чести, его раздражала ситуация, возникшая с землей, хотя по техническим причинам он не имел возможности претендовать на нее.
Однако де Карружа раздражала такая нещепительность его друга Ле Гри, и данный повод стал первым разногласием в их дружбе. В тот же период чума погубила огромное количество людей, посевов, скота, что крайне негативно повлияло на состояние имущества де Карружа, из-за чего его характер становится более сложным: появляется вспыльчивость и сломленность обстоятельствами. Объяснить такие изменения в его характере можно тем, что возникшая финансовая сложность породила в душе де Карружа отчаяние, он ощущал себя отчаявшимся.
Актёрские работы фильма «Последняя дуэль»
Что хочется отметить в плане актёров? Во-первых, Адам Драйвер постепенно оттачивает своё мастерство и становится одним из лучших профессионалов Голливуда. Во-вторых, Джоди Комер удивительно удачно вписалась в сеттинг и отыгрывает свою героиню просто блестяще — похоже, что ей очень к лицу исторические роли.
Олдскульная пара «Мэтт Дэймон + Бен Аффлек» разливается мёдом по сердцу. Несмотря на то, что персонаж Аффлека гораздо больше экранного времени проводит с персонажем Драйвера, однако в тех сценах, в которых друзья всё же встречаются, от их замечательного взаимодействия невозможно оторваться.
Вообще Аффлек отрывается по полной, и это прекрасно сказывается на фильме. В этой суровой ленте он — настоящая отдушина для зрителя, как и молодой Карл VI в исполнении комедийно одарённого Алекса Лоутера.
Объяснение концовки «Последней дуэли» – Кто выиграл дуэль?
Маргарита родила сына, пока Жан готовился к последней дуэли с Жаком. Маргарита была вынуждена поддержать своего мужа в этой ожесточенной битве, потому что ее жизнь зависела от победы Джин. Может быть, ее план избавиться от Джин не сработал, как она ожидала.
29 декабря в Париже Жан и Жак в последний раз встретились лицом к лицу в присутствии короля и его королевской семьи. После напряженной битвы Жан победил Жака и заставил его признаться в своих преступлениях. Однако даже в конце концов Жак вину не признал. Он сказал Жану: «Карруж, изнасилования не было. Я не виновен в преступлении! «Его слова могут вызвать два восприятия. Либо Жак не считал свой жестокий поступок актом изнасилования, либо, может быть, Маргарита соблазнила его совершить преступление.
После дуэли Жан жестоко обращался с Маргаритой. Она назвала Жака красавцем, и признание Жака в смерти заставило Жана поверить, что его друг на самом деле говорит правду, а Жан подумала, что Маргарита устроила всю правду по причинам, которые знала только она. Но какой бы ни была причина, благодаря этой дуэли Жан восстановил свою честь и стал знаменитым воином Франции. А его соперника Жака, от которого он хотел избавиться по многим причинам, раздели догола и повесили на публике.
Однако конец Жака не был концом страданий Маргариты. Сцена в эпилоге подчеркнула тот факт, что Джин участвовала в войне Священного крестового похода и погибла в битве. Только после его смерти Маргарита провела благополучную и счастливую жизнь хозяйки поместья. Маргарита понимала блаженство независимой женщины и очень хорошо осознавала невзгоды, которые мужчины приносили в ее жизнь. Следовательно, после смерти Джин она больше никогда не выходила замуж. Маргарита не хотела ни Жана, ни Жака, но она хотела ребенка и мира.
Подставила ли Маргарита Жака?
Следовательно, можно было предположить, что Маргарита соблазнила Жака избавиться от Жана. Когда она впервые встретила Жака, он попытался поцеловать ее больше, чем она ожидала. Маргарита заметила склонность Жака к ней и прекрасно знала о его вражде с Жаном. Когда Жан вернулся в Шотландию и направился в Париж, Маргарита намеренно упомянула ему, что Жак был Агрентаном. Маргарита внимательно наблюдала за Жаком и, возможно, хорошо знала о его намерениях.
Таким образом, в тот день, когда в поместье никого не было, Маргарита открыла дверь Жаку. Маргарита любила Жака и хотела иметь ребенка. Кто мог быть лучше образованного красивого воина Жака? Вскоре после нападения Маргарита забеременела ребенком, вероятно, ребенком Жака. По всей видимости, это все же было изнасилование, и виновен в нем Жак. Даже если Маргарита организовала всю установку, у нее были свои причины. И каждая из ее причин была морально правильной. В феодальном обществе было мало возможностей добиться справедливости, особенно для женщин.
Позже Маргарита подставила Жака, чтобы спасти свою честь и избавиться от Жана. Она считала, что в своей дикой ярости Жан навлечет на себя собственную гибель, как он делал на протяжении всего фильма. Так и случилось. Жан вызвал Жака на дуэль. Она верила, что Джин умрет на дуэли и что она получит поместье и ребенка, с которым проведет свою жизнь. Но что-то пошло не так.
После позорного унижения в королевском дворе священник сообщил Маргарите, что, если Жан проиграет дуэль, она тоже будет заживо сожжена за ложные показания против Жака. Жан был готов принести в жертву жену и ребенка ради своей чести, и Маргарита этого от него не ожидала.
FAQ
Почему суд не верит Маргарите?
Почему Маргариту приговорили к сожжению в случае победы Ле Гри?
Почему над телом Ле Гри публично надругались?
Ле Гри заслужил смерти и позора?
Конечно да. 56.58%
Нет. Он просто ошибся, неправильно оценил ситуацию, он не хотел оскорбить Маргариту и навредить ей. 11.84%
Маргарита, конечно, не заслужила такого обращения. Но и Ле Гри не был плохим человеком. Он действовал, исходя из стереотипов того времени. Он заслужил более мягкое наказание. 31.58%
Проголосовало: 228
Автор статьи Михаил Новожилов Любитель атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.
Отличная статья!5Нет…1
Что особенно интересно в картине «Последняя дуэль»
Наибольшее впечатление на зрителей, без сомнения, произведет непонятная на первый взгляд несправедливость суда при изучении дела Маргарит. И факт, что в результате изнасилования она забеременела, свидетельствовал тогда лишь о факте, что сам процесс женщине был приятен, а значит, факт можно и не считать изнасилованием.
К тому беременность вполне могла наступить и в результате аналогичного действия со стороны мужа Маргарит. Суд рассматривает изнасилование всего лишь как преступление имущественного характера, которое было совершено против ее мужа де Карружа. Вопрос о психическом состоянии даже не затрагивается, до тех пор, пока дело не касается самого де Карружа.
Дуэль, произошедшая между де Карружем и его бывшим другом, и стала основой названия картины. В итоге был убит Ле Гри, но убийством дело не ограничилось. Над его мертвым телом впоследствии надругались: полностью раздели, привязали к лошади и в таком виде протащили на веревке по всему городу, после чего повесили на центральной площади, где его мог увидеть каждый. Данное событие имело место в реальной жизни, однако в картине освещено не слишком четко.
В чем был смысл такой жестокости к мертвому телу? Лишь в желании как можно больнее и чувствительнее задеть и унизить всю семью Ле Гри, запятнать их имя. К тому же в то время считалось, что Бог защищает тех, кто невиновен. А поскольку Ле Гри не выиграл дуэль, значит, Бог видел его вину, он стал самым обычным преступником.
Последняя сцена фильма – приближенное лицо Маргарит, которая внимательно наблюдает за своим подрастающим сыном. Замок и полное спокойствие на заднем плане, отсутствие ее мужа говорят о возможности для женщины наслаждаться своей жизнью вместе с сыном. Она находится вдали от мужчин и политики, наслаждаясь свободой и счастьем.
Почему фильм понравился большинству?
Похоже, что дело в нестандартном повествовании. Нам три раза рассказывают одну и ту же историю от лица разных персонажей. И каждый раз мы должны внимательно всматриваться и искать различия, пытаясь понять — кто всё-таки прав, а кто нет. В теории звучит интересно, к тому же такой подход отлично себя зарекомендовал в кино — в 1950 году Акира Куросава снял легендарный фильм «Расёмон» (по мотивам рассказов Акутагавы Рюноскэ), в котором была опробована как раз такая форма повествования. Причём и история была похожая — бандит нападает в лесу на женщину, а её мужа убивает. И дальше мы видим этот же сюжет от лица ещё троих персонажей, каждый из которых рассказывает её по-разному.
Бен Аффлек и Мэтт Деймон, которые написали сценарий «Последней дуэли», явно вдохновлялись этим японским фильмом 70-летней давности. Вот только их сюжет проигрывает ему во всём. «Расёмон» идёт полтора часа, и за это время успевает показать 4 точки зрения на события. В древнем чёрно-белом фильме больше и динамики, и экшена, и здравого смысла. Причём точки зрения действительно разные. Вы не просто смотрите одно и то же несколько раз и выискиваете мелкие различия, а по сути видите совершенно разные истории, которые отличаются в ключевых моментах. И главное, никто не пытается вам скормить толерантность в декорациях Средневековья. Зато Ридли Скотт предлагает нам следующее блюдо:
Как версия повествования Жака обвиняет его в изнасиловании?
Жак часто считал, что никогда намеренно не обидел Жан в своей истории. Ону-ле-Фокон и форт Бельм были одарены, и он никогда не собирался предавать своего друга. Однако Жак стал марионеткой Пьера, чего он никогда не осознавал.
Пьер рассказал Жаку о Маргарите и пробудил в нем интерес. Он сказал Жаку, что Маргарита образованная женщина не заслуживает такого неграмотного дикаря, как Жан. Когда Жак впервые увидел Маргариту, он сразу влюбился в нее. Он начал преследовать Маргариту, как мерзавец, и просто искал возможности завязать разговор. После словесного спора между Жаком и сэром Жаном Жак решил преподать Жану урок и признаться в любви Маргарите.
Жак посетил неохраняемый замок со своим близким товарищем Адамом Лувелем и силой взял Маргариту. Он выразил свои чувства Маргарите. Однако, когда она отказалась принять его любовь, Жак в своем слепом безумии изнасиловал Маргариту. Он попросил Маргариту сохранить этот инцидент в секрете, иначе Джин убьет ее.
Даже когда Жак признался в своих грехах церковному священнику, он объяснил, что совершил прелюбодеяние под влиянием любви. На протяжении всего своего повествования Жак считал свое ужасное преступление актом любви. Он сказал Пьеру: «Конечно, она выразила обычный протест, но она дама». Возможно, для Жака было слишком рано понимать концепцию согласия.
Пьер поддержал Жака в его грехах и объяснил, что обычные умы не понимают сложности любви. Таким образом, перед королем Жак отрицал приобретение против него и решил доказать свою невиновность посредством дуэли.
Картинка на грани
Так же фильм может показаться невероятно жестоким, ибо на картину сражений не поскупились. Европа четырнадцатого века, охваченная боями, не может выглядеть иначе. В некоторых моментах мне действительно очень хотелось отвернуться от экрана. И дело не только в боях, дело в зверстве самих людей вне войны. Ведь они готовы на всё, лишь бы получить желаемое. Тут уже сложнее понять, что является меньшим злом: реки крови или предательство того, кого назвал другом, кого прощал, кому спасал жизнь.
Но при этом картина не лишена юмора и красок. Так мы увидим званые ужины в замках, посиделки аристократии в роскошных залах.
Сюжет
Переходим к содержанию фильма «Последняя дуэль», который очень точно передаёт основную идею исторических событий. Картина начинается с того, что зрителю показывают подготовку к дуэли, которая состоялась в 1386 году.
Затем события переносятся на несколько лет до этого, когда де Карруж вместе с Ле Гри находятся на войне. Жан нарушает приказ защищать мост и бросает своих людей в атаку. В ходе сражения он спасает Ле Гри жизнь.
Кадр из фильма.
После войны ситуация меняется. Ле Гри оказывается приближен к графу Пьеру и по его распоряжению собирает подати с вассалов. У Карружа нет денег для уплаты ренты, и его бывший соратник договаривается с графом об отсрочке. Чтобы поправить финансовые дела, Карруж сочетается браком с Маргаритой де Тибувиль – дочери предателя, который получил милость короля. Брак взаимовыгодный – отступник получает в родственники носителя знатной фамилии, а дворянин помимо жены становится обладателем приданного.
Здесь возникает один нюанс. Самый богатый участок земли, который по договору должен стать частью наследства, отчуждён в пользу графа Пьера в счёт недоимок. После этого земля была пожалована Ле Гри. Карруж пытается отсудить землю и подаёт на графа иск, но король отклоняет это прошение.
Более того, Ле Гри получает звание капитана города, которое должно перейти к Карружу по праву наследства. В результате Жан оказывается не у дел, но по настоянию жены пытается наладить отношения со своим бывшим другом. Примирение удаётся, но Ле Гри положил глаз на Маргариту. Он уверен, что женщина влюблена в него, поэтому выждав удачный момент, когда женщина оказывается в поместье одна, он обманом проникает внутрь и насилует её. Маргарита рассказывает обо всём мужу, тот обращается в суд, требует дуэли и побеждает в поединке. Концовка известна.
В частности, со стороны Ле Гри истории выглядит иначе. Он ищет покровительства графа, чтобы компенсировать незнатность рода. Добивается в этом неплохих успехов. Всячески старается прикрыть своего друга от немилости графа.
Участок земли, из-за которого и начинается вражда, переходит к графу Пьеру, а потом Ле Гри по закону. При памятной встрече, когда он впервые видит Маргариту, дворянин замечает её улыбки и заинтересованный взгляд, поэтому, помучившись душевным томлением, он решается овладеть понравившейся ему женщиной.
В понимании Ле Гри, он не совершает насилия, уверен, что всё произошло по обоюдному согласию и что он прав. Даже перед смертельным ударом Карружа он твердит о своей невиновности.
Кадр из фильма.
Содержание фильма от лица Маргариты даёт объяснения вещам, которые ускользают от глаз мужчин. Женщина ощущает себя ненужной вещью, которая стала разменной монетой для отца. Она является частью имущества Карружа и несчастлива в браке. Она не заигрывает с Ле Гри, а просто пытается продемонстрировать супругу, что простой улыбкой можно вызвать расположение любого человека. Однако этот её жест неправильно истолкован, что и привело к насилию.
Пытаясь добиться правды и восстановить справедливость, Маргарита сталкивается с непониманием окружающих. В обществе такие истории принято замалчивать. Уже перед самым судом она узнаёт, что в случае проигрыша Карружа её сожгут заживо, но решает идти до конца. Она беременна, и в конце фильма «Последняя дуэль», зрители видят, что Маргарита сидит на фоне замка, любуясь подросшим ребёнком.
Маргарита в обрамлении Жака Ле Гриса
Жан женился на Маргарите по двум причинам: чтобы получить от нее приданое и королевского наследника. История Маргариты началась с того, что Жан позорно умолял об Ану-ле-Фокон перед королевскими гостями в церкви, которые присутствовали на свадьбе Маргариты. Сцена показала, что необразованный Жан ценил приданое больше, чем его образованная и элегантная жена Маргарита.
Каждую ночь Жан заставлял Маргариту забеременеть. Он был человеком, который не понимал ни слова о романтике или близости. В своем мужском эго он был готов обвинить Маргариту в том, что она не могла забеременеть. Как и все токсичные люди, даже Жан считал, что может быть не так с жестоким воином? Все эти мелкие детали были должным образом подчеркнуты в версии истины Маргариты.
Когда Жан отправился сражаться в битве за Шотландию, Маргарита взяла на себя ответственность за поместье и с достоинством управляла им. Ей нравилось следить за повседневными делами на ранчо, и кожа работающей женщины создавала вокруг нее чарующую ауру. Образованная Маргарита хотела быть чем-то большим, чем трофейная жена, которая должна была зачать наследника мужского пола. Она хотела работать и быть равной мужчинам. Но она знала, что все это счастье будет потеряно, когда Жан вернется.
Изнасилование, суд и дуэль
В начале 1386 года Жан де Карруж подал в суд на Жака Ле Гри. Он заявил, что 18 января того же года, пока он был в Париже, Ле Гри явился в его поместье, признался его жене Маргарите в любви и предлагал ей деньги. А когда та его отвергла, то вместе со своим слугой затащил ее в погреб и изнасиловал. Маргарита все подтверждала и дала показания.
Судьей по этому делу опять оказался граф Пьер Алансонский, который оправдал Ле Гри и даже заявил, что Маргарита мечтала отдаться богатому аристократу, поэтому и нафантазировала всю историю с изнасилованием. Де Карруж отправился к королю Карлу VI, но, понимая, что и там влияние Пьера Алансонского и Ле Гри слишком велико, предложил решить спор судебным поединком.
К тому времени судебные дуэли и другие формы «божьего суда» встречались во Франции достаточно редко. Против них с 1215 года выступала католическая церковь, а светские правители не хотели с ней спорить. Тем не менее, иногда короли и судьи давали такое разрешение, особенно, если решить дело опросом свидетелей не получалось.
В этом случае у суда было слово Маргариты против слова Ле Гри, опрос свидетелей, даже под пытками, однозначных результатов не дал. Пятнадцатого сентября 1386 года Парижский парламент признал, что не может установить истину, и разрешил поединок. Король мог бы запретить, но молодой Карл хотел развлечь себя зрелищем. Для де Карружа победа в поединке была единственным способом выиграть суд. Ле Гри мог отказаться от поединка и перенести разбирательство в церковный суд, но планировал не только унизить де Карружа, но и завладеть его имуществом в качестве компенсации за клевету.
Ставки были высокими для всех — в случае победы Ле Гри Маргариту должны были сжечь на костре за лжесвидетельство. Поединок назначили на 26 ноября, принять у себя дуэлянтов согласилось аббатство Сен-Мартен-де-Шам к северу от Парижа, в котором было свое поле для рыцарских поединков.
Судебный поединок между маршалом Вильгельмом фон Дорнсбергом и Теодором Хашенакером на винном рынке Аугсбурга (1409 г.) Меч Дорнсберга сломался в начале поединка, но ему удалось убить Хашенакера его собственным мечом. Их щиты хранились в церкви Святого Леонарда под Аугсбургом до 1542 года.
Wikimedia
Учитывая, что такие поединки случались редко, бой сразу стал главным событием для парижан и гостей столицы. Посмотреть, как Жан де Карруж и Жак Ле Гри будут убивать друг друга, собрались все видные аристократы страны. Король Карл VI не успевал вернуться в Париж из Фландрии к концу ноября, поэтому потребовал отложить бой на месяц, и в итоге дуэль состоялась только 29 декабря. За день до поединка у короля умер его малолетний сын, но даже это не помешало ему прийти насладиться зрелищем. У де Карружа и Маргариты тем временем тоже родился сын, чье будущее висело на волоске.
Перед поединком Жака Ле Гри посвятили в рыцари. Несмотря на свое богатство и влияние, он оставался сквайром и не мог сражаться с де Карружем, который стал рыцарем еще в Шотландии. Теперь статус участников был одинаковый и можно было начать поединок.
Оба рыцаря были вооружены длинными пиками, мечами, боевыми топорами и мизерикордиями. Бой начался на лошадях. Трижды рыцари били друг друга пиками — в щиты и шлемы, но не нанесли друг другу серьезных повреждений, на третий раз сломали копья. После этого начался бой на топорах. Ле Гри удалось перебить хребет коню де Карружа, но сам де Карруж быстро вскочил и вспорол коню Ле Гри брюхо.
Оставшись без лошадей, рыцари выхватили мечи. Ле Гри, пользуясь своим физическим преимуществом, начал теснить де Карружа и ранил его в бедро. Но на секунду замешкался, перед тем как нанести следующий удар. Опытному де Карружу этого было достаточно, он схватил Ле Гри за шлем и повалил на землю. Что было дальше — точно не известно. По версии Фруассара, де Карруж добил противника мечом. По более романтической версии, которая больше похожа на обросшие подробностями пересказы, меч не смог пробить тяжелый доспех, поэтому де Карруж достал кинжал, выбил им лицевую часть шлема Ле Гри и потребовал, чтобы тот признался в преступлении. Ле Гри ответил, что он невиновен, и тогда Карруж убил его ударом в шею.
Три точки зрения на одно событие
Напомним, что дебютом режиссера Ридли Скотта в полном метре была бретерская драма «Дуэлянты» (1977). Что ж, круг замкнулся: на закате карьеры 83-летний постановщик возвращается к теме, давшей ему путевку в Канны и Голливуд, с историческим фильмом «Последняя дуэль»…
На поле чести
В основу картины легли факты, отраженные в хрониках. И они таковы: в 1386 году дама Маргарита де Карруж обвинила приближенного могущественного графа д’Алансона — Жака Ле Гри — в изнасиловании, пока ее муж Жан де Карруж был в отъезде. Ответчик, поддерживаемый покровителем, яростно отрицал вину.
Разразился скандал, который власти явно желали спустить на тормозах. Однако женщина стояла на своем, и в отсутствие свидетелей, подтверждавших слова обеих сторон, король Франции был вынужден санкционировать «божий суд» — дуэль до смерти между де Карружем и Ле Гри. Хотя уже тогда подобные поединки считались пережитком менее цивилизованной эпохи.
О том, кто победил и доказал тем свою правоту в глазах общества, вы можете узнать из Википедии. Мы же намерены избежать спойлеров, но хотим заметить, что отказавшаяся отозвать обвинения Маргарита страшно рисковала. Ведь на кону оказывались не только жизни сражавшихся на ристалище бойцов, в случае гибели супруга она попала бы на костер за лжесвидетельство. О том, как сложилась ее судьба после решения отстаивать свое доброе имя до конца, предлагаем все же узнать не из интернета, а из фильма мэтра.
В поисках истины
До сих пор историки не уверены, имело ли место изнасилование. Дело отягощалось имущественным» спорами де Карружа и Ле Гри, а также сложными интригами при дворе, так что истину установить сложно. Поэтому постановщик избрал очень интересное решение поочередно показать произошедшее глазами трех основных персонажей.
Первым вступает Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) — храбрый, искренний в делах и мыслях, но грубый, упрямый и не блещущий умом вояка. Он видит себя благородным защитником справедливости, поступает строго по кодексу чести, однако портит себе и другим жизнь чрезмерными честолюбием и обидчивостью. Потом слово получает Жак Ле Гри (Адам Драйвер) — умный, начитанный, куртуазный вельможа с большим политическим потенциалом, которого, увы, подводит неуемная страсть к разврату
И наконец мы увидим, как воспринимала развернувшиеся события Маргарита де Карруж (Джоди Комер) — аристократка с управленческим даром, задыхающаяся в тисках роли жены, бесправной вещи, которой мужчины пользуются, не принимая во внимание ее мечты и желания
Необычный формат повествования, предлагающий зрителю ознакомиться с разными версиями ключевых сцен, и отличные актерские работы (помимо тройки главных героев отметим классного Бена Аффлека в образе распутного д’Алансона) делают «Последнюю дуэль» настоящей творческой удачей Ридли Скотта со времен «Марсианина» (2015). Замечательное кино!